Тема:

Социальные медиа 1 неделю назад

"ВКонтакте" анонсировала поддержку блокчейна и NFT

"ВКонтакте" внедрит поддержку NFT: при посредничестве соцсети авторы смогут загрузить контент, создать токен, а потом разместить его на бирже. Об этом в интервью программе Вести.net рассказал техдиректор "ВКонтакте" Александр Тоболь.

Технический директор крупнейшей российской социальной сети Александр Тоболь в интервью нашей программе сказал, что это станет частью набора инструментов для монетизации пользовательского контента и защиты авторских прав. Собственно, NFT в определенной степени и есть цифровой сертификат уникальности контента, невозможность подделать который гарантирована записью в распределенном реестре, в блокчейне. При этом свой собственный блокчейн в VK создавать не собираются, соцсеть намерена выступать в роли посредника и помощника.

Александр Тоболь, технический директор "ВКонтакте": "Есть история формирования технологии. Вот она прошла. Уже появились площадки, появился блокчейн. И не хватает какой-то продуктовой истории, чтобы это все собрать и придвинуть к пользователям. И здесь как раз наша задача, чтобы предоставить возможность загрузить контент, легко создать NFT-токен, разместить его потом на бирже. И здесь наша задача как крупнейшего в России сервиса по взаимодействию с аудиторией с невероятным объемом пользовательского контента предоставить ему эту возможность. Сказать, что давайте выберем вот такой-то блокчейн, создадим контент, мы здесь скажем, что при создании NFT-токена мы как-то завизировали со стороны VK, что для нас на текущий момент этот контент был уникальным, он никому не принадлежал. И дальше вы можете торговать на различных площадках, будь то Solanart, OpenSea или какие-то еще истории".

Мировой рынок NFT-токенов сейчас, по разным оценкам, — от 20 до 35 миллиардов долларов в год. Прогноз уже на 2025-й год: порядка $80 миллиардов. Главная проблема в масштабах мошенничества. Тот же OpenSea, крупнейший маркетплейс цифрового искусства, объявил, что более 80% всех NFT-токенов, созданных с помощью их бесплатного инструмента, — это либо плагиат, либо подделка, либо спам.

Другая площадка, Cent, вообще приостановила торговлю NFT-токенами изображений и музыки. По той же причине. И тут "ВКонтакте" как раз и предлагает свою уже существующую систему Content ID — проверку авторства всей загружаемой музыки и видео. Причем как внутри соцсети, так и по базам контента крупнейших мировых лейблов.

Александр Тоболь, технический директор "ВКонтакте": "Тут главная история, наверное, про доверие к уникальности контента. Но если вы ее дополняете через Content ID — гарантию того, что на этой площадке или во всем мире это контент уникальный, — то в целом это принадлежит вам авторским правом. Если вся эта история — с одной стороны, с гарантией уникальности, с другой стороны — с авторским правом на территории различных стран — будет объединена вокруг блокчейна и NFT, то это прямо универсальное суперкрутое решение для авторов, которое открывает прямо новый мир. Я думаю, что в ближайшие годы все кардинально поменяется".

Полную версию интервью технического директора "ВКонтакте" Александра Тоболя смотрите в итоговом выпуске нашей программы уже в эту субботу. Не пропустите!

***

Google меняет правила обращения с персональными данными пользователей смартфонов на платформе Android. И это уже вызвало вопросы у британских антимонопольщиков.

Речь идет об ограничениях для компаний на отслеживания действий пользователей за пределами их приложения и на передачу этой информации третьей стороне. В первом приближении это выглядит очень похожим на то, что сделала не так давно Apple, которая дала владельцам айфонов право запрещать программам следить за ними. И подавляющее большинство (более 80%) этим правом воспользовались.

Что имело невероятных масштабов эффект на рынке онлайн-рекламы, которая в большой степени зависит от точности таргетирования. То есть от того, насколько подробный портрет пользователя может составить рекламная платформа. Meta (запрещена в РФ) (то есть Facebook (запрещена в РФ) с Instagram (запрещена в РФ)), например, две недели назад признала, что из-за новых правил приватности Apple теряет порядка 10 миллиардов долларов рекламной выручки в год. В тот же день соцсетевая корпорация подешевела почти на четверть триллиона долларов. Это на данный момент абсолютный рекорд суточной потери капитализации.

На новостях об ужесточении правил приватности в Android акции Meta снова подешевели, но не столь драматично. Более того, Грэм Мадд, вице-президент Facebook, отвечающий в том числе за рекламу, даже поддержал подход Google. Имея в виду, что защита персональных данных пользователей — вопрос важный, и хорошо, что поисковик вводит изменения не в одностороннем порядке и постепенно.

Возможно, более аккуратный подход Google, который обещает учитывать мнение индустрии и внедрять новые правила в течение нескольких лет, объясняется тем, что он сам зарабатывает на рекламе. И в опубликованной программе несколько раз подчеркнуто, что речь идет о новых инструментах, которые позволили бы и права пользователей учитывать, и сохранить рекламные доходы разработчиков бесплатных сервисов и приложений. Читай, и самого Google тоже.