Тема:

Фильм "Конек-Горбунок" 1 день назад

"Сказки – это наш конек": Антон Шагин – о съемках "Конька-Горбунка"

Кадр из фильма "Конек-Горбунок"
Жар-птица. Фото СППР
Кадр из фильма "Конек-Горбунок"
Жар-птица. Фото СППР

В прокат вышла красочная экранизация произведения Петра Ершова "Конек-Горбунок" о приключениях крестьянского сына Ивана-дурака и его верного помощника Конька-Горбунка – "ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами". В сказочном блокбастере Антон Шагин сыграл главную роль – Ивана, не царевича, не богатыря, не красавца, а просто хорошего парня, который отличается от всех своим наивным и чистым мировосприятием. В эксклюзивном интервью медиаплатформе "Смотрим" актер рассказал, каким получился его Иван-дурак, какие опасные и сложные трюки ему впервые пришлось выполнять на площадке, чем "Конек-Горбунок" впечатлит как детей, так и взрослых и почему сказки – это наш достойный ответ Голливуду.

- Какие возможности перед актером открывает участие в таком киножанре, как сказка?

- Во-первых, я никогда не работал так долго без партнеров. Почти три месяца общения с куклой разных цветов, то синей, то зеленой. С ней нужно было играть по-настоящему на хромакее, на который потом накладывали все визуальные эффекты. Например, лазерной указкой показывали, куда должна падать слеза Чудо-юдо рыбы-кита, и все нужно было отыграть по-живому и реалистично. И каждый раз все было немного по-разному, очень много нюансов, необходимо было слышать все департаменты, которые работают на картине, потому что у каждого были свои задачи. И главное – это игра воображения. Мне нужно было подключать всю фантазию, которая у меня есть, и все воображение. Чтобы поверить во все происходящее, гармонично и органично существовать в этой сказке, весь этот волшебный мир нужно было сначала создать и выстроить внутри себя.

Кадр из фильма "Конек-Горбунок"

- Какие впечатления у вас остались о совместной работе с вашими партнерами по съемочной площадке?

- Я радовался, когда в кадре появлялись живые люди. Сразу возникала возможность настоящего, человеческого и партнерского общения. Мои партнеры по фильму – Паулина Андреева, Паша Деревянко, Олег Тактаров, Ян Цапник – все большие профессионалы и удивительные артисты, я им крайне благодарен за это время, за участие и за партнерство. Это было по-настоящему по-актерски и в профессиональном плане очень точно. И мне даже удалось посидеть на спине у Павла Деревянко, у большого прекрасного артиста. Паша удивил меня своей чуткостью и невероятным мастерством. Он с легкостью шел на все трюки. Это было весело!

Кадр из фильма "Конек-Горбунок"

- Что было самым запоминающимся и самым трудным в работе? Приходилось вам учиться чему-то новому на площадке?

- Было невероятно сложно и трудно, как технически, так и физически, висеть на тросах, на этих поддержках, потому что многое в фильме происходит в воздухе – перемещения героев, их полеты. Чтобы тросы не резали руки, я надевал рукавицы, но после буквально двух дублей они приходили в негодность, а руки стирались просто в кровь. И приходилось все это бесконечно перематывать. Но зритель не должен видеть актерской пахоты и прочих сложностей, зритель должен получать удовольствие. Это должно быть легко и органично! Нельзя показывать, что тебе больно или дискомфортно. А висеть на этих тросах в воздухе на кукле невероятно сложно. Это был настоящий вызов себе, даже не актерский, а спортивный, когда требуется недюжинная физическая подготовка. Я был в отличной форме, которую сохраняю до сих пор. Мне нравятся эти барьеры и преодоления себя. В итоге подключаются такие внутренние ресурсы, которые были неведомы. Это развивает и в плане опыта, и в плане профессионального роста. Я благодарен режиссеру и всей команде за такую возможность. Мы услышали друг друга, это было по-настоящему соавторство, очень сложное, через которое приходилось продираться буквально каждый день в течение трех месяцев. Но оно того стоило!

- Каждый актер вкладывает в своего героя что-то от себя. Что унаследовал главный герой Иван от Антона Шагина?

- Мой Иван отличается от всех остальных своей детскостью, своим восприятием и мироощущением. Иногда его заносит, конечно. Получив от царя кафтан, сапоги и должность главного царского конюха, он вдруг возомнил себя Иоанном и решил, что ему многое доступно. И здесь как раз включается Конек-Горбунок, его ангел-хранитель, который помогает Ивану вернуться к себе настоящему, вновь обрести свои человеческие качества.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. О чем для вас фильм "Конек-Горбунок"?

- О любви, конечно. Эта сказка, на мой взгляд, про то, какую жертву каждый из нас готов принести ради своей любви. Мой герой готов пойти за тридевять земель ради своей возлюбленной. И эта жертва, положенная в начало этого сложного пути, говорит о его бескорыстии, о его детскости и открытости, которые как раз и выделяют Ивана среди всех. Я отношусь с пиететом и уважением ко всем предыдущим сыгранным сказкам и исполнителям, но мой Иван чуть-чуть другой, и это его главное отличие. И, конечно, это история о неведомой силе, которая нас всех ведет. Она другого свойства, другого масштаба, она наполнена безумной любовью. В нашей жизни все переплетено – сказочность, мистичность, трагизм и комизм. Сказка как раз и есть та самая лакмусовая бумажка, которая проявляет все неточности этой реальности, дополняет и наполняет ее своим волшебными чертами.

Кадр из фильма "Конек-Горбунок"

- Внутренний ребенок, который живет в каждом из нас, в вас активен или дремлет?

- Никакой внутренний ребенок не дремлет. У меня очень подвижные дети, это два таких мешочка со ртутью. Мне кажется, это правильно. Дети должны быть озорными и хулиганистыми, только так они могут познавать мир. Мой Иван точно такой же, особенно, когда понимает, что он находится под защитой некой силы. Иногда я ощущаю, что нахожусь под защитой сразу двух ангелов-хранителей, потому что с таким болваном, как я, одному очень сложно справиться. А у Ивана он один, но зато какой! Такой настоящий и такой преданный, который помогает сделать больше, чем ты себе можешь вообразить.

- Читаете ли вы сказки своим детям?

- Безусловно. Читаем сказки Даля, разумеется, Петра Ершова, Пушкина, Ремизова, Чехова и много что еще. В этом смысле дети меня радуют, потому что в пандемию у сына проснулось вдруг желание самому прочитать те или иные произведения. Он вдруг начал спрашивать и интересоваться. Мы с женой охотно делимся и даем советы, что было бы хорошо прочесть в его возрасте. Но они дети XXI века, от этого никуда не деться. Но как же я радуюсь, когда за сыном, например, заходят ребята и зовут его погулять. Это так напоминает мне нас в юности, и они так же стоят на морозе без шапки. Главное в нашей семье – дозировать все, а то можно день просидеть за компьютером. А вокруг так много всего интересного. И я радуюсь, когда у детей возникают желание и интерес к живому общению, к прогулкам, к простым детским радостям. Это говорит о том, что они подвижны и разнообразны, и нас с супругой это радует чрезвычайно. Правда.

Кадр из фильма "Конек-Горбунок"

- В последнее время производство сказок стало главным коньком российской киноиндустрии. Обе сказки "Последний богатырь" стали мегахитами. На экраны уже вышел "Конек-Горбунок". Как вы думаете, могут ли русские сказки стать достойным ответом американским комиксам и топливом для коммерческого успеха?

- Русский фольклор и русские народные сказки – это и есть наш конек. Это такой пласт фантазии, что никакие комиксы, как мне кажется, вообще близко не стояли и не могут с нами конкурировать. Собственно, как и мы с ними. Если комикс – это некая развлекательная и визуальная история, то наши сказки – это корневая система русского человека. Если мы будем эти корни извлекать и верно их преподносить, круто снимать и рассказывать эти истории, и правильно доносить их до публики, то уже комиксы будут до нас дотягиваться, а не мы до них. Я считаю, что мы вообще не должны ни на кого ориентироваться, у нас настолько разнообразная и насыщенная культура! Наша культура про душу, про любовь, про человека и про взаимоотношения. Я, правда, не чувствую души в этих супергероях. А в наших сказках она есть. У них скрыта та корневая система, которая и отвечает за наш своеобразный и непростой генетический код. В нем наши удачи и проигрыши, маетность и загадочность русской души. Все это кроется в русских сказках. Поэтому я умоляю, чтобы на это обратили внимание и стали снимать больше доброго семейного кино.

Татьяна Санина, Smotrim.ru