Тема:

Новый год и Рождество-2022 2 года назад

"Голубой огонек": закулисье главного новогоднего шоу страны

"Новогодний голубой огонек" – это самое веселое и праздничное шоу года. Традиционно в кадре – шампанское, серпантин, елки, мишура – все атрибуты новогодней атмосферы, в которой мы уже 60 лет встречаем главный праздник года. Создатели "Голубого огонька" рассказали о закулисье проекта и раскрыли некоторые его тайны.

"Голубой огонек" в эфире телеканала "Россия 1" – это уже больше, чем традиция для большинства жителей нашей огромной страны. Вот уже 60 лет зрители включают телевизоры в новогоднюю ночь, чтобы увидеть любимых артистов, услышать лучшие песни, а также с юмором подвести итоги уходящего года. Первый "Голубой огонек" вышел в эфир в 1962 году, и за все эти годы его основная идея не изменилась. Это телевизионное кафе, в котором неформально общаются знаменитости. А жителям страны, прильнувшим к телевизорам, кажется, что они отмечают Новый год вместе с известными людьми и сидят с ними за одним праздничным столом. Может быть, это тот единственный вечер, когда все равны и за столом никто не лишний. В эксклюзивном материале "Смотрим" создатели и участники "Новогоднего голубого огонька" поделились подробностями о том, как рождается главное новогоднее телешоу страны и что для них лично значит этот проект.

Родом из детства

Сергей Широков, режиссер-постановщик

У меня о Новом годе воспоминания такие: папа сидел с бутылкой шампанского и ждал, когда куранты пробьют 12 раз, и под последний бой он открывал эту пробку, и сразу начинался "Голубой огонек". Конечно, я его помню! Я никогда себе не мог представить, что я буду снимать "Голубой огонек", в детстве – тем более! Первые годы я рассказывал всем, что будет в новогоднюю ночь, а сейчас я уже смотрю спокойно. Недавно я стал папой, и мы с дочкой смотрим "Голубой огонек", собираемся всей семьей. Были годы, когда мои папа и мама не могли приезжать, они мне звонили в 4 утра и говорили: "Мы досмотрели". На самом деле, главные мои зрители – это мои родители, которым должно это понравиться, которые должны понять эту музыку. А они честно говорят, если что-то не так. То есть, у меня очень серьезные критики. Но, слава богу, у нас традиция, как на "Голубом огоньке", собраться всей семьей и отмечать Новый год.

Кадр из программы "Новогодний голубой огонек-2022"

Ани Лорак, певица

Я обожала в детстве смотреть "Голубой огонек". Мне очень нравились София Ротару, Лариса Долина, Алла Пугачева. Да все! Артистки мне были очень интересны, потому что уже с четырех лет увлекалась музыкой и всегда хотела увидеть, в каких платьях они выходят на сцену. Я разбирала их по частям, какие прически, какой макияж. Когда выходили Наталья Ветлицкая или Ирина Понаровская, они всегда радовали какими-то экстравагантными нарядами. "Голубой огонек" – это часть нашей жизни, не побоюсь этого слова. Мы ждем его каждый год. Мне кажется, что без оливье, без мандаринов, без "Голубого огонька" нет Нового года.

"Голубому огоньку" – 60 лет!

Сергей Широков, режиссер-постановщик

В этом году у "Голубого огонька" юбилей – 60 лет! Мы постарались сохранить главное – это настроение, чтобы у зрителя было 100-процентное понимание, что сейчас рядом с ним вся эта студия, все эти люди – это формат телекафе. Понятно, что меняется время; темп и динамика восприятия информации у людей другие, архаичное отношение присутствия всех "здесь и сейчас" мы обязаны соблюсти. Чтобы у зрителя было ощущение, что все звезды этой новогодней ночью вместе с человеком, неважно, где он сейчас находится – на Дальнем Востоке, в Калининграде, в Иваново, да где угодно. Одинок ли я, либо у меня большая семья, но встречаем Новый год все вместе. Это, конечно, уже искусство наших операторов и режиссеров монтажа, которые собирают эти микропаззлы, чтобы у зрителя было ощущение вот этого настоящего праздника и большой семьи, большой страны.

Кадр из программы "Новогодний голубой огонек-2022"

Александр Панайотов, певец

Я не представляю уже Новый год без этого традиционного музыкального мероприятия. Это всегда неожиданные дуэты, это неожиданные песни и традиционная картинка. Это вроде как все новое, а вроде – любимое старое. Такой симбиоз душевности, и мне безумно это нравится.

Сергей Брилев, ведущий программы "Вести в субботу"

Удивительный совершенно коктейль, неповторимый, который, действительно, есть только в России, ну, может быть, в каких-то других странах Советского Союза.

Музыка нас связала

Сергей Широков, режиссер-постановщик

"Голубой огонек" – это концентрат того лучшего музыкального, что было в течение года, того лучшего для зрителя, который смотрит "Голубой огонек" и любит – именно для этих людей. В новогоднюю ночь мы показываем где-то порядка 75 номеров, включая те полтора часа, которые идут до Нового года. В этом списке и хиты прошлых лет, и современная музыка тоже, если она на слуху. На самом деле, это самый сложный момент, потому что в первую очередь телевидение – это аудиовизуальное произведение: сначала ухо, потом – глаза. И вот, конечно, очень важно, чтобы для уха любая нота, любая песня, любой припев был крайне приятен и узнаваем. Надо отдать должное нашему креативному продюсеру, который еще с июля месяца начинает этот плейлист собирать.

Кадр из программы "Новогодний голубой огонек-2022"

Громкие премьеры и творческие эксперименты

Сергей Широков, режиссер-постановщик

Конечно, у нас есть творческие дуэты – Хибла Герзмава по традиции поет с кем-то, в этом году она пела с Николаем Басковым. У нас очень многие артисты специальные дуэты записывают. Софию Ротару вообще редко сейчас, к сожалению, видим, и для нас большой праздник и подарок, что она принимает непростое для себя решение прилететь в Россию ради "Голубого огонька". Это дорогого стоит! Мы это очень ценим. И я думаю, зрители тоже будут рады. С Григорием Лепсом та же история: его настолько любит аудитория, а уж особенно в новогоднюю ночь за столом, как ему не дать спеть?! Мы вообще ориентируемся на аудиторию, думаем о зрителях и дарим им такой музыкальный подарок. В течение года наблюдаем, на что эти же люди обращают внимание в музыкальном плане, что выбирают.

Танцы и шоу

Жанна Шмакова, хореограф

Любой номер на ТВ, особенно если это развлекательная программа, это аттракцион, когда мы хотим каждую секунду удивляться. Здесь за 2-3 минуты нужно показать максимум эмоций и техники. Это совершенно другое отношение и друг к другу, и к работе. Плюс желание удивлять самого себя. Я хочу удивить себя, и каждый раз пытаюсь придумать что-то интересное, чтобы самой было интересно смотреть на свои работы. Иногда музыка так вдохновляет, что неважно, сколько танцовщиков, какой реквизит, какие костюмы. Иногда просто очень сложная музыка, которая вот первые несколько минут даже не знаешь, как показать. Как раскрыть артиста. Иногда приходится репетировать пару дней до съемок, иногда всего 3 часа до съемки, и нужно показать уже готовый номер. Поэтому только профессионалы с большим сценическим опытом могут вынести такой режим. Ни для кого не секрет, иногда приходится снимать несколько дублей. И для того, чтобы потом режиссер монтажа смог склеить, ему нужно чтобы все танцоры четко попадали в те свои места и в те такты музыки, в которые должны попасть. Никакой импровизации быть особо не может. В этом году на лету родился номер Нонны Гришаевой и номер с лыжами. И абсолютно все номера рождались в любви.

Кадр из программы "Новогодний голубой огонек-2022"

Новогодние образы и костюмы

Альгис Онищукас, художник по гриму

Мы – герои невидимого фронта. Но наша работа очень ответственна, хочется, чтобы все было идеально. Прорабатываем каждый образ. Выходим с целой командой в Zoom, обсуждаем образы, как делать, до мельчайших деталей. А потом творим чудеса. Эту красоту, эту яркость, эти интересные перевоплощения, образы вы можете увидеть в новогоднюю ночь по телевизору. Каждый образ – это как маленький ребенок. Ты его взращиваешь, делаешь, улюлюкиваешь, убаюкиваешь, потом смотришь через телевизор, призму камеры – это по-другому выглядит. То свет меняет все, то плохо лежит макияж или прическа может не подходит. И начинаем быстро менять, иногда прямо на сцене. Переделываем прическу, легкий перегрим, даже переодевание, тоже быстренько, чтобы не затягивать, потому что следующий артист тоже ждет своего выступления. Но все входят в эту ситуацию, потому что артисты понимают, что такое съемка "Голубого огонька". Но все складывается как нельзя лучше.

Виктория Эль-Танджи, ассистент художника по костюмам

Наша задача – сделать красивые костюмы вовремя, красиво и интересно. И вот мы делаем все, что зависит от нас, чтобы воплотить идеи режиссера, идеи креативных продюсеров в жизнь. Иногда даже из подручных средств. В этом году наша художница по костюмам соединила удобство, современные веяния и эффектность, потому что Новый год – это эффектный праздник. Но не всегда то, что красиво, удобно, а нам чаще всего надо совмещать, иногда даже во время репетиций. За основу в основном принимается бифлекс – это ткань-стрейч, она предполагает свободу в движении. А также используются ткани, которые при освещении "играют" по-разному. Допустим, свет "упал" с этой стороны – ткань выглядит так, а с другой стороны – уже по-другому. А когда уже в движении, это вообще фейерверк цвета! И обязательно всегда есть место блесткам и пайеткам. Это беспроигрышный вариант!

Кадр из программы "Новогодний голубой огонек-2022"

Первый номер самый важный

Сергей Широков, режиссер-постановщик

Мне всегда очень нравится первый номер "Голубого огонька", потому что это концентрированность. Там поют четыре звезды, и я знаю уровень ответственности этого номера. От его успеха зависит полюбит ли зритель твою программу, станет ли смотреть дальше или нет. На самом деле, каждый номер любимый, потому что, если говорить серьезно, вечерами или ночами здесь, на Шаболовке, мы детально прорабатываем каждый эпизод, каждый номер, как это должно выглядеть, как это не должно нарушить общего праздничного настроения.

Мне очень понравился номер, посвященный 60-летию "Голубого огонька" – Нонна Гришаева сделала образ Людмилы Гурченко. И она это сделала так точно. Мы записали сначала одну версию фонограммы, потом поняли, что промахнулись, даже думали отменить этот номер. Я попросил Нонну еще раз переписать. Мы переписали. И вдруг поняли, что он "собирается". И вот, когда мы его снимали, атмосфера в какой-то момент стала магической, потому что "Голубой огонек", Гурченко, эти песни у всех уже в голове – как-то все по-другому заработало, и не могу даже объяснить, что было, но у нас даже световой пульт "вылетел". Все остановилось на секунду. Этот номер получился очень аккуратным и интересным.

Кадр из программы "Новогодний голубой огонек-2022"

Готовь сани летом

Сергей Широков, режиссер-постановщик

К "Огоньку" начинают готовиться с лета. Декорации разрабатываются где-то с сентября, потому что мы начинаем снимать уже в ноябре. В массовке у нас больше 300 человек каждый день. Серпантин, хлопушки и конфетти – никто не считал, но очень много. Я не знаю, измерял ли это кто-то когда-нибудь! Домой приходишь, раздеваешься – с тебя снег вываливается, серпантин, блестки. Вся квартира потом до марта месяца вычищается. Это огромное количество! Но это дает картинку и настроение, потому что есть ощущение дышащего пространства, где все сверкает и где реально классное настроение. Кстати, в советских "Огоньках" все было очень сдержанно и аккуратно. Сейчас это шевеление в кадре дает праздник. И, как это ни странно, это "ручная работа".

Массовка

Роман Огнев, модератор массовки

Моя основная задача – это праздник. И работа со зрителем: поддерживать их эмоциональное позитивное настроение и, так скажем, держать в тонусе на протяжении всей передачи. Потому что съемочные процессы – они разные: бывает, что мы делаем что-то 5 часов, а бывает, когда уходим глубоко за полночь. Для любого человека больше 10 часов постоянной радости нон-стоп – это тяжеловато. Есть определенные критерии отбора – это внешний вид, прическа, хорошее настроение. И стандартные моменты по цветовой гамме одежды, которой нужно избегать. Это мелкая клетка, чересчур мелкая полоска или что-то кислотно-ярких оттенков. Большой процент зрителей приезжает из других городов. Потому что, не открою наверно ни для кого секрет, большинство телевизионных зрителей и по сей день уверены, что все то, что они смотрят в новогоднюю ночь, происходит в данный момент. И вот люди приезжают. Из Самары приезжают, девушка из Казани прилетела с молодым человеком. То есть для них это целое событие. Не только увидеть, как все создается, то, что мы смотрим уже 60 лет по телевизору, а увидеть артистов воочию. Это такой сборный большой концерт, который можно увидеть, и при этом получить еще заряд эмоций, и уникальная возможность, как я говорю, побывать в будущем и увидеть то, что вся страна увидит только в новогоднюю ночь.

Кадр из программы "Новогодний голубой огонек-2022"

Успех "Голубого огонька"

Сергей Широков, режиссер-постановщик

В этом проекте главное – простота, простота восприятия того, что происходит. Простота настроения! Мы все время думаем, что, если мы себе что-то сложное выдумаем, мы станем умнее – ничего подобного вообще! Мы станем умнее, если будем радоваться простым вещам. В "Голубом огоньке" радуются простым вещам: Новому году, друзьям, хорошей музыке и единому, целому, общему празднику всей страны, потому что у "Голубого огонька" нет стен! Если вы обратили внимание, наш павильон – не закрытая декорация, его можно продлить. Вот, представьте, что как будто в страну "растекается" новогоднее настроение. Пожалуй, это самое главное – простой человеческий праздник, где нет и нет никаких других проблем. Никаких! Это просто праздник людей, которые переходят в новый год, в новую жизнь с большими надеждами на лучшее.

Не расставайтесь с любимой традицией, проведите праздник с каналом "Россия 1"!

Татьяна Санина, Василий Кузнецов // Smotrim.ru