Расследование теракта на "Дубровке": суд признал незаконным бездействие следователей


фото ИТАР-ТАСС

Ровно 10 лет назад террористы захватили "Норд-Ост"

Ровно 10 лет назад террористы захватили "Норд-Ост"
фото ИТАР-ТАСС

Ровно 10 лет назад террористы захватили "Норд-Ост"
Незаконным снова признал Лефортовский суд Москвы бездействие следователей, отказавшихся возбудить уголовное дело в отношении руководителей операции по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году.

Незаконным снова признал Лефортовский суд Москвы бездействие следователей, отказавшихся возбудить уголовное дело в отношении руководителей операции по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году. Таким образом суд удовлетворил жалобу адвоката Игоря Трунова, представляющего потерпевших.

Суд учел, что следователь не представил аргументированного объяснения отказа возбудить уголовное дело. Решение суда обязывает устранить нарушения, то есть возбудить уголовное дело. "Есть процессуальные документы — постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе. Ответ следователя не является процессуальным документом, мы просим аргументированного постановления", — цитирует выступление Игоря Трунова в суде "Интерфакс".

Прокурор напротив просил жалобу отклонить. По его словам, доводы, изложенные в жалобе Бориса Немцова в 2002 году, идентичны доводам Трунова. А следователь, по мнению прокуратуры, дал обоснованный ответ на заявление Игоря Трунова.

Адвокат Игорь Трунов счел незаконными доводы следователя о том, что в 2002 году уже было отказано возбудить уголовное дело по заявлению являвшегося в то время депутатом Госдумы Бориса Немцова. Защита потерпевших, ссылаясь на решение Страсбургского суда по правам человека, требовала возбудить уголовные дела о причинении вреда здоровью от руководства Следственного комитета России.

Игорь Трунов подчеркнул, что заложники пострадали и погибли не от рук террористов, а по халатности и вследствие злоупотреблений полномочиями должностных лиц, которые организовали штурм центра. "В отношении этих людей не было возбуждено уголовное дело, их вина не была определена, и в этой части людям не был возмещен вред", — заявлял Трунов.

В июне 2012 года вступило в силу решение Европейского суда по правам человека о взыскании компенсации в пользу потерпевших от теракта. В решении значится, что газ, использованный в рамках спецоперации, был фатальным для ослабленных людей, и в рамках уголовного дела это необходимо проверить. "В уголовных делах, касающихся захвата заложников, вообще нигде не фигурировала формула этого газа, — отметил Трунов. — Решение ЕСПЧ является основанием для отмены всех ранее принятых решений. Кроме того, в 2002 году Немцов не знал о тех фактах, которые были представлены в ЕСПЧ, а именно — показания медицинских работников, эпикризы людей, проходивших лечение, заключение патологоанатомических экспертиз умерших заложников. Именно на основании этой информации и было принято решение ЕСПЧ".

23 октября 2002 года в Театральном центре на Дубровке во время мюзикла "Норд-Ост" террористы взяли в заложники более 900 человек. Они удерживали людей в здании на протяжении трех дней. Утром 26 октября начался штурм здания, все террористы были уничтожены.

130 заложников, в том числе 10 детей, погибли. Большинство из них скончались уже после штурма, что послужило поводом для обвинения властей в том, что используемый во время спецоперации газ был вреден для людей. Его формула до сих пор засекречена.

2 ноября 2012 года Лефортовский суд Москвы признал незаконным отказ следователей возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц, руководивших операцией по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке.

Европейский суд по правам человека 20 декабря 2011 года признал, что российские власти не спланировали спасательную операцию должным образом, а также не смогли провести эффективное расследование. Страсбургский суд обязал Россию выплатить компенсацию пострадавшим за моральный ущерб в размере от 8800 до 66 тысяч евро каждому.

Иск в Европейский суд направляли 64 человека, это пострадавшие и родственники погибших.

Они требовали обязать российские власти привлечь к уголовной ответственности организаторов спецоперации по освобождению заложников, а также выплатить компенсацию родственникам погибших и потерпевшим.