Что необходимо предпринять, чтобы трагедии, подобные недавним взрывам, больше не повторялись? Какими средствами можно умиротворить беспокойный Кавказ? Эти и другие темы обсуждали Елена Щедрунова и публицист Михаил Леонтьев в программе "О главном" на радио "Вести ФМ".
Какая политика нужна на Кавказе?
Щедрунова: Говорить мы будем о том, что можно сделать для того, чтобы те трагедии, которые произошли на этой неделе, не повторялись. Я понимаю, что это, к сожалению, пока золотая мечта, но тем не менее. Из того, что сказал сегодня президент на совещании в Махачкале, я бы начала с той позиции, на которую, я думаю, многие обратили внимание в связи со словами, которые употребил глава государства. Он призвал крупный бизнес помочь нормализации социально-экономической ситуации на Кавказе, сказав, нужно заставить заниматься этими вопросами всех, кому не безразлична судьба страны, кто способен тряхнуть мошной.
Леонтьев: Ну, здесь есть некоторые противоречия между словами "помочь" и "заставить". На самом деле, конечно, нужно заставить, но я не знаю, насколько эффективен метод, когда есть люди с мошной, которые ничего не хотят, и периодически их ловят и что-то заставляют делать. Вот, собственно, человечество в истории знает несколько более эффективные способы аккумулирования средств на решение социальных задач, чем ловля людей с мошной, которые с помощью этой мошны достаточно эффективно уклоняются от ловли. Конечно, можно тряхнуть человека вместе с мошной, сразу результат достигается. Я понимаю, о чем говорил президент. В принципе, в этом есть здравый смысл.
Щедрунова: Ну, не все в Москву вкладывать и в заграницу, надо долги отдавать. Президент сказал, что надо долги отдавать.
Леонтьев: Я сейчас не хотел бы, чтобы мы перешли на тему Лившица "делиться надо", а все-таки остались бы в плоскости вопроса террора. Я просто хочу сказать одну вещь. Если речь идет о Кавказе, то это зона чистого эксперимента. На самом деле Кавказ действительно порождает огромное количество, будем говорить так, социальных дезадаптантов, проблемы Кавказа решаются в больше степени, чем проблемы других регионов России, на мой взгляд, просто иначе их еще никто не мог решить. Они были более или менее решены в позднее советское время, то есть умиротворение Кавказа. Не то, что на Кавказе всегда было спокойно, и вдруг он взорвался. Не то, что на нем двести лет назад было беспокойно, а потом было спокойствие. Кавказ, собственно, более или менее умиротворился уже чуть ли не в 50-е годы. Очень короткий период, когда очень тяжелой ценой, через кровь, через репрессии сначала, но потом и путем очень мощных социальных вливаний, очень мощной социальной накачки Кавказ был умиротворен, и Кавказ может существовать в настоящий момент мирно и более или менее позитивно только в условиях, простите меня, социализма. Я не имею в виду не советский социализм, так сказать, стопудовый, но речь идет о том, что именно социалистическим путем перераспределяемые средства, социалистическим образом направляемая политика (социальная, образовательная, промышленная) может вытащить Кавказ.
Начальная военная подготовка полезна для всех
Леонид: Я могу сказать со стопроцентной гарантией и уверенностью, что никакие деньги и никакие наши богатые миллиардеры не смогут помочь в решении этой проблемы, даже если все богатые магнаты сбросятся и кинут денег тьму-тьмущую на наш Кавказ, это не решит проблему. Как говорил Козьма Прутков, нужно смотреть в корень.
Леонтьев: А в чем корень?
Леонид: Корень-то в том, что откуда идут и растут эти ростки? И смотрите, какая ситуация: мы – это государство, или наоборот, государство – это мы. И пока наши люди будут относиться к этим терактам так, что "а, там взорвали, и это меня не касается", до тех пор, пока в нашем государстве не будет нормального воспитания… Когда ребенок пошел в школу, он должен проходить начальную военную подготовку. Он должен знать, что такое пластид, как он взрывается, как этого избежать и все прочее.
Леонтьев: Или как его взорвать? Вы знаете, начальная военная подготовка террористу тоже нужна. На самом деле, не очень убедительно.
Леонид: Да, и как это взорвать.
Щедрунова: Понятно, ваше мнение понятно. На самом деле, такое мобилизованное общество.
Леонтьев: На самом деле, я говорю, военная подготовка – это абстрактно; начальная, а тем более не начальная, очень полезна для террористов. Так же, как и для борцов с терроризмом. Я как раз ровно про то и говорил, что деньгами вопрос решить нельзя. То, что в действительности надо иметь иное общество. Понимаете в чем дело, террор направлен на определенного типа общества, которые можно терроризмом запугать, которые можно дестабилизировать. Даже не то, что запугать, запугал и запугал, ну и что, а вот это общество может наброситься активной своей частью или целиком на собственное государство.
Наркотеррор под американской эгидой
Леонтьев: Сегодня я читал совершенно фантастическое заявление МИДа, в котором сказано, что Россия считает, что санкции против Ирана абсолютно бессмысленны, иногда они возможны в виде точечных.
Щедрунова: Ну, это не первое заявление подобного рода.
Леонтьев: В такой связке, что мы считаем, что санкции неэффективны, но тем не менее мы готовы применить точечные санкции - это мы видим перезагрузку. Дальше мы видим потрясающее заявление по афганскому наркотрафику, когда представитель НАТО сказал, что мы не можем лишить этих людей источника существования. Я хочу сказать, что наркотеррор, который ведется из Афганистана американскими, между прочим, руками и под американской эгидой, ведется против России, с точки зрения своей убийственности для России ни с каким терроризмом не сравнится, даже в малой степени. Это совершенно системная политика. В результате именно этой операции, в результате афганской авантюры США Россия стала, на самом деле, крупнейшим потребителем героина в мире.
Полностью эфир программы "О главном" слушайте в аудиофайле