Решительные меры турецких властей после спекулятивных атак на лиру в 2018 г. смогли во многом успокоить ситуацию на рынке, но сильно напугали иностранных инвесторов.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его правительство продолжают настаивать, что вызвавшие отток иностранного капитала жесткие меры были необходимы для стабилизации экономики и укрепления веры в лиру, которая за неполные два года ослабла на 36%.

Согласно прогнозу Всемирного банка обвалившиеся на 30% в прошлом году прямые иностранные инвестиции вернутся к уровню 2018 г. не раньше 2021 г.

Этот отток, по мнению аналитиков, может лишить крупнейшую экономику Ближнего Востока и сильно зависящую от импорта страну необходимых финансовых средств и помешать Эрдогану реализовать его план по восстановлению.

С точки зрения руководителя отдела развивающихся экономик Института международных финансов (IIF) Юграса Ульку, “ужесточение контроля на финансовом рынке, риски, включая санкции США и отсутствие доступа у турецких заемщиков к иностранному финансированию”, означают, что страна может не получить необходимые объемы иностранной валюты.

Зарубежные инвесторы сегодня в основном избегают суверенные облигации Турции, несмотря на их высокую доходность. Оценивают целесообразность своего присутствия на турецком рынке и некоторые иностранные игроки. 

Так, HSBC рассматривает  возможность продажи своей турецкой “дочки”. Citigroup, один из ведущих иностранных банков в Турции, из-за неопределенности переводит своих валютных трейдеров из Стамбула в Лондон, сообщает Reuters со ссылкой на источники в банковской сфере.

Goldman Sachs и другие иностранные финансовые организации понесли серьезные убытки, когда турецкие власти для защиты национальной валюты обязали государственные банки не направлять ликвидность на ключевой лондонский рынок свопов. Для этой же цели были введены другие требования и правила, среди которых конкретная ставка по депозитам и использование резервов Центрального банка.

Снижение процентной ставки, резкий рост государственных расходов и увеличение кредитования со стороны государственных банков помогло Турции выйти из рецессии. Однако излишне быстрые темпы кредитования в уже погрязшей в долгах экономике, а также растущий дефицит бюджета усугубляют ситуацию, считают рейтинговые агентства и экономисты.

Сокращение процентов, которые турецкие вкладчики могут получить со своего депозитного счета, побудила многих из них держать свободные наличные деньги в долларах или евро.

С марта 2019 г. государственные банки потратили почти $32 млрд из резервов Центрального банка для покупки лиры. Однако, несмотря на эту поддержку, лира ослабла на 11% в прошлом году, причем самый большой спад произошел в период с марта по май, сразу после неудачных для партии Эрдогана местных выборов.

В прошлом году нерезиденты продали турецких облигаций на $3,3 млрд, а в 2017 г. купили на $7 млрд. Данные банковского регулятора Турции показывают, что в середине января нерезиденты владели лишь 8,3% долга, по сравнению с почти 17% в начале 2018 г.