Новосибирские ученые помогли воссоздать условия рождения первых звёзд

ГТРК "Новосибирск"

Условия рождения первых звёзд помогли воссоздать новосибирские ученые. Эксперимент прошел в Институте ядерной физики общества имени Макса Планка в Германии. Сотрудники Института физики полупроводников СО РАН помогли воссоздать условия формирования первых звёзд во вселенной

Условия рождения первых звёзд помогли воссоздать новосибирские ученые. Эксперимент прошел в Институте ядерной физики общества имени Макса Планка в Германии. Сотрудники Института физики полупроводников СО РАН помогли воссоздать условия формирования первых звёзд во вселенной.

Сейчас учёные считают, что первые звёзды образовались из газа, который состоял в том числе из гидрата гелия. Ионы этого вещества отвечают за скорость остывания газовых облаков. Этот процесс приводит к гравитационному коллапсу, в котором родились первые звёзды Вселенной, передает ГТРК "Новосибирск".

Чтобы понять механизм формирования небесных тел на заре существования нашего мира, учёным необходимо знать концентрацию ионов гидрата гелия в газовых облаках, а для этого нужно просчитать вероятность их распада. Раньше получить правдоподобные сведения об этом процессе не получалось, потому что эксперименты проводились при комнатной температуре, а в ранней Вселенная было значительно холодней (- 2670 градусов цельсия).

С целью воссоздать условия первоначального космоса, учёные из немецкого города Гейдельберг проводят эксперименты на криогенном кольцевом накопителе ионов — Cryogenic Storage Ring. Новосибирские учёные из Института физики полупроводников СО РАН создали специальный прибор, который генерирует поток холодных электронов, с которыми сталкиваются частицы гидрата гелия.

"Вклад сибирских ученых в данный эксперимент заключался в создании миниатюрного полупроводникового излучателя "холодных" электронов, который обеспечил предельно малый разброс их скоростей. Пучок этих частиц использовался как для охлаждения ионного пучка, так и для "превращения" ионов в нейтральные атомы гелия и водорода", — прокомментировал изданию "Наука в Сибири" заведующий лабораторией неравновесных процессов в полупроводниках ИФП СО РАН Александр Терехов.

Результаты эксперимента опровергли ожидания теоретиков. Оказалось, что скорость распада ионов гидрида гелия на атомы примерно в 80 раз ниже, чем считалось ранее. Это значит, что содержание этого вещества в газовых облаках было значительно больше. Результаты эксперимента учёные опубликовали в международном журнале Science, соавторами статьи числятся новосибирские учёные, в том числе Александр Терехов.