"Крайний" на Байконуре

Взлетно-посадочная полоса аэропорта "Крайний" - воздушные ворота в космос. Сюда прилетают все экипажи пилотируемых "Союзов". Доставляют сюда и космические аппараты. Во время старта здесь же несут вахту вертолеты и самолеты спасательных служб. Сейчас аэропорт переживает второе рождение.

Взлетно-посадочная полоса аэропорта "Крайний" на Байконуре как воздушные ворота в космос. Сюда прилетают все экипажи пилотируемых "Союзов". Доставляют сюда и космические аппараты. Во время старта здесь же несут вахту вертолеты и самолеты спасательных служб. Сейчас аэропорт переживает второе рождение – полную модернизацию.

Для выведения пилотируемого "Союза" в космос необходимо 528 секунд. На всем протяжении этого пути — от старта до орбиты — экипаж страхует система аварийного спасения. А на взлетной полосе аэропорта "Крайний" в режиме полной готовности дежурят спасательные вертолеты.

"При запуске по пилотируемой программе,  как и при спуске космонавтов, объявляется по трассе полета готовность на случай аварии или приема космонавтов", — объясняет генеральный директор ФГУП "ЦЭНКИ" Александр Фадеев.

Кроме оперативно-технической группы на борту вертолетов медики. Они первыми окажут помощь космонавтам, если срабатывает аварийная система.

"Здесь у нас находится аппаратура для искусственной вентиляции легких. Есть три монитора для наблюдения за аппаратами сердечно-сосудистой системы, медикаменты в достаточном количестве. Трое носилок", — показывает руководитель медицинской бригады Сергей Кудашов.

В истории пилотируемой космонавтики система спасения экипажа пригодилась лишь в сентябре 1983 года. Тогда на старте загорелась ракета. Система САС сработала мгновенно. Через пять минут капсула с экипажем аварийного "Союза" благополучно приземлилась на парашюте в четырех километрах от пожара.

"В случае необходимости эти воздушные суда приводят в готовность к немедленному вылету. В случае подачи им такой команды за 10 минут до запуска они приводятся в готовность номер один. Вертолеты запускают двигатели и готовы к немедленному вылету", — комментирует начальник оперативной группы Росавиации Алексей Лукьянов.

Напряженные минуты ожидания. Ракета поднимается все выше и исчезает в небе.

"К счастью, сейчас наша помощь не потребовалась. После команды отбой мы собираем все свои вещи и эвакуируемся на свою базу", — доволен руководитель медицинской бригады Сергей Кудашов.

Недаром аэропорт называют самым космическим. В прежние годы "Крайний" был военным. Сегодня здесь полным ходом идет реконструкция.

"Мы практически заменили все навигационное оборудование, купили новый локатор, отремонтировали полосу", — перечисляет Александр Фадеев.

Радиолокатор — электронные глаза аэропорта. По одному каналу сигнал идет на борт самолета. По другому – возвращается с информацией. Современное оборудование позволяет следить за всеми воздушными судами в радиусе 300 километров.

"В принятом сигнале содержится дополнительная информация. О бортовом номере воздушного судна, высоте, скорости", — объясняет начальник службы радиотехнического обеспечения Михаил Кузьмин.

Аэропорт "Крайний" часто называют воздушными воротами в космос. Уже много лет здесь приземляются все экипажи пилотируемых кораблей. Доставляют сюда и космические аппараты.

"Первый спутник, который появляется на космодроме, приземляется в аэропорту. Его не везут ни поездом, ни теплоходом — он приземляется именно самолетом. Так что это в самом деле воздушные ворота космодрома", —  продолжает Фадеев.

После полной модернизации здесь будут садиться транспортные самолеты даже с тяжелыми спутниками. А "Крайним" аэропорт называют не случайно — он будто крайняя ступень между землей и космосом.