Настройщики – люди скромные, чаще пребывают в тени. Что зря.
Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии, отмечает: "Нередко в Европе на афише концерта указывается, кто настройщик, кто мастер того рояля, на котором будет звучать музыка. Но у нас этого ещё нет".
До афиш пока не дошло, но награда за служение музыке есть – "Серебряный ключ". Его – на полку, а в повседневном арсенале Владимира Степановича Бирюкова – не скрипичный, а рояльный ключ, серебристый, и ещё один важнейший инструмент – камертон. Настройщик пианино и роялей (а справедливее всё же: "музыкальный мастер") – это призвание одновременно техническое и творческое. Унисон.
Владимир Бирюков, музыкальный мастер, лауреат премии "Серебряный ключ-2017", поделился: "Когда это ремесло становится искусством – вот тогда вырастает настоящий мастер".
Владимиру Степановичу 78 лет, по образованию он музыкант-теоретик. Но с полвека назад увидел работу настройщика – и увлёкся. Владимир Бирюков, музыкальный мастер, лауреат премии "Серебряный ключ-2017", считает: "Две наши профессии – музыканта и музыкального мастера, который обслуживает инструмент, – настолько тесно связаны между собой, что не могут одна без другой существовать".
Нечастое зрелище: за инструментом – сразу два мастера. Дмитрий Карпов, пианист, лауреат международных конкурсов, рассказал: "Мы всегда с ним общаемся – как, что, а может быть так, или так: какие-то моменты, тонкости. Настройщику тоже интересно, что думает пианист, как и что он чувствует, чтобы в следующий раз, может быть, что-то исправить, улучшить".
Не только музыкант вдыхает душу в дерево и металл огромного рояля. Организм этот может "болеть" – тогда расстраиваются все. Дмитрий Карпов, пианист, лауреат международных конкурсов: "Как в любой работе. Как если бы в Вашей работе, представляете, камера была бы без фокусировки – Вы были бы рады? Я думаю, что нет. Правильно?"
Зато "здоровый" инструмент дарит радость всем.