На портале "Активный гражданин" москвичи выбрали лучшие проекты благоустройства прошлого года. Первое место заняла Триумфальная площадь — 96 процентов пользователей положительно оценили изменения, которые здесь произошли в прошлом году. Раньше вся эта территория представляла собой сплошную парковку. Сейчас, как видите, здесь новое мощение, скамейки, клумбы, павильоны с кафе и качели. Все это называется новым городским стандартом благоустройства.
Такой масштабной программы благоустройства Москва не знала со времен подготовки к Олимпиаде-80. За последние пять лет глубокой реконструкции подверглось 150 парков и 142 пешеходные зоны столицы. 45 улиц изменили свой облик в прошлом году в рамках программы "Моя улица".
В этом году в программу благоустройства попало 59 улиц – в основном в центральной части города. Тротуары Газетного, Никитского и Вознесенского переулков в результате реконструкции увеличатся на 30 процентов. На Воздвиженке и Знаменке сделают благоустроенные зоны для досуга – с уличной мебелью и растениями в кадках. Новая городская площадь появится на Малой Дмитровке. Возле театра "Ленком" высадят деревья и установят скамейки. Комплексное благоустройство ждет территорию вокруг Кремля. На Театральном проезде, на улицах Охотный ряд, Моховая и Манежная на тротуарах будет оригинальное мощение. Красным и серым гранитом замостят площадь перед станцией метро "Октябрьская". Вдоль Большой Якиманки появится аллея. На Таганской деревья будут расти по обеим сторонам улицы. Площадь перед станцией "Марксистская" увеличится на 40 процентов. Полный список улиц был определен вместе с пользователями портала "Активный гражданин". В голосованиях по проектам благоустройства участвовали 178 тысяч человек.
"В целом, высокая поддержка проектов получилась. Более 85 процентов москвичей поддержали каждый из проектов. Я думаю, что такие результаты во многом состоялись благодаря изюминкам, потому что все проекты направлены на то, чтобы город стал зеленее. Именно озеленению в каждом из них было уделено особое внимание", — пояснила председатель комитета государственных услуг Москвы Елена Шинкарук.
Реконструкции подвергнется в общей сложности 170 миллионов квадратных метров городской площади. На всех улицах, которые попали в список, будут значительно расширены пешеходные зоны.
"В этом сезоне мы разделили пешеходную часть на три части. Первая, техническая, разделяет пешеходный поток от автомобильного движения. На ней будут устанавливаться знаки, фонари, деревья. Основной ход будет в крупной плитке, чтобы удобно было ходить и на каблуках, как любят девушки. И третья часть – это прифасадное мощение, которое позволяет создать ровные контуры", — рассказала директор проекта "Моя улица" КБ "Стрелка" Александра Сытникова.
Готовится к высадке больше двух тысяч деревьев и более 20 тысяч кустарников. Самое масштабное озеленение ждет Садовое и Бульварное кольца, Новый Арбат.
"Здесь будут высажены крупнолистные дубы, лиственницы, даже какое-то количество сосен. А на противоположной стороне мы планируем трехрядный бульвар. Есть возможность высадить их непосредственно в мощение. Это важно, потому что они лучше приживаются и дальше живут", — отметила автор проекта благоустройства улицы Новый Арбат Ирина Шарапова.
Благоустройство улиц предполагает и реставрацию фасадов исторических зданий. Кроме того, в ходе работ будут полностью переложены изношенные коммуникации.
"Одно очевидно, что взят курс на улучшение качества перемещения вдоль улиц, особое внимание уделяется инженерным решениям – отводу канализации, ливневкам, возможности отдохнуть во время прогулки", — сказал преподаватель Высшей школы урбанистики ВШЭ Глеб Витков.
Над проектами реновации московских улиц работали больше 30 архитектурных бюро из восьми стран. И это одна из самых крупных программ мира в области городского благоустройства.
Благоустройство сезона 2016 года примечательно еще и тем, что в список под реконструкцию наконец-то попала Тверская – центральная улица города. Кроме всем известной исторической миссии, связи Москвы с Тверью и Санкт-Петербургом, у нее всегда была еще и новаторская функция. Все главные новинки городского хозяйства первым делом применялись именно здесь.
"Она всегда первой мостилась. Из земляной дороги она первая превратилась в дорогу с настилом. Она первая получила асфальтовое покрытие в Москве – как только асфальт изобрели и построили завод", — сообщила экскурсовод-краевед общества пеших прогулок Ирина Левина.
Тверская несколько раз подвергалась реконструкции. В 1930-е годы ее почти полностью перестроили, уничтожив большую часть зданий. После войны, в 1947-м году, здесь высадили деревья: многие москвичи еще помнят Тверскую аллею. Правда, уже в начале 1990-х всю зелень отсюда по непонятной причине убрали. С тех пор Тверская представляется такой угрюмой и блеклой.
"Вместо общественной зоны Тверская стала транзитной. Здесь никто не хочет задерживаться, здесь неудобно жить. Уличный бизнес тоже теряет деньги, потому что здесь элементарно маленькая проходимость. Хотя это главная улица города", — подчеркнул урбанист Аркадий Гершман.
Оживать улица начнет уже в этом году. По проекту реконструкции, за счет проезжей части расширят пешеходную зону. Тротуары замостят гранитной плиткой двух цветов. Белый камень появится в центральной части, где ходят люди. Темный – по краям тротуара. На гранит выбор пал из-за выходящих на Тверскую фасадов зданий в стиле сталинского ампира. То есть визуально будет казаться, что стены и тротуар – это части одного целого.
"Основной ход улицы будет выложен плиткой теплого серого оттенка, камень есть красивый – гранатовый амфиболит. Этот оттенок плитки очень хорошо гармонирует со сталинскими фасадами, прекрасными домами, которые фланируют Тверскую улицу", — сказала директор проекта "Моя улица" КБ "Стрелка" Александра Сытникова.
Кроме того, на Тверскую собираются вернуть липовую аллею. Предлагается высадить около ста деревьев, причем прямо в землю. Задача без всякого преувеличения сложнейшая – корневой системе нужен грунт глубиной минимум в метр, а здесь, кроме коммуникаций, ничего уже не осталось. В общем, специалистам по городскому озеленению придется поломать голову, чтобы липы на Тверской снова прижились.
"Липа в этом плане отличается достаточно высокой пластичностью, поскольку корневая система компактная, мочковатая. Она способна выживать даже в суровых условиях недостатка объема почвы. Но всему есть предел, поэтому здесь важно разработать технологию и ухаживать за деревьями", — рассказал главный садовник ботанического сада МГУ "Аптекарский огород" Антон Дубенюк.
На месте снесенного торгового центра "Пирамида", вопреки прогнозам скептиков, ничего строить не будут. Этот участок также замостят плиткой и установят здесь лавочки.
Освещать Тверскую после реконструкции будут новые фонари с современными LED-лампами, но стилизованные под старину. Светильники сделают по индивидуальному заказу по чертежам музея "Огни Москвы".
"Это будет простая колонна с красивыми литыми цоколем и кронштейном. Это будет художественное литье, произведение искусства советского времени. Будет восстановлена копия. Такие же фонари уже восстановили на Москворецком мосту, на набережных московских. В принципе, они буду соответствовать единому стилю", — пояснила директор музея "Огни Москвы" Наталья Потапова.
Пешеходам — все, автомобилистам — почти ничего — такова философия современной урбанистической школы. Типичный пример — Большая Дмитровка после реконструкции. Широкие тротуары по обеим сторонам улицы и всего лишь одна полоса движения. Парковка разрешена только в карманах, их немного, а потому они почти всегда заняты.
Но вот что странно, такая, казалось бы, дискриминационная политика в отношении автомобилистов, наоборот, положительно влияет на общий трафик в городе.
***
Вечные пробки на Тверском путепроводе – это наследие двухтысячных годов. При реконструкции "Большой Ленинградки" был допущен ряд градостроительных ошибок. Одну из них попытаются решить в этом году. По основному ходу Ленинградского проспекта в центр движется поток по четырем полосам. Перед путепроводом в него вклиниваются машины с трех полос дублера. Получается, что поток из семи полос в один момент пытается попасть на путепровод, на котором всего четыре полосы движения.
Проект реорганизации движения предполагает несколько решений. Во-первых, на самом путепроводе появится новая разметка. В сторону центра вместо четырех широких будет пять более узких полос. Нормативы позволяют сузить полосу движения до трех метров 25 сантиметров. По основному ходу Ленинградки ширина полос останется прежней, но их количество изменится: вместо четырех останется три.
"Эта полоса четвертая появляется около отбойника и фактически в нее никто не перестраивается. Она служит для растекания потока в четыре ряда. Фактически люди пытаются проехать быстрее, объехать пробку, но тем самым только пробку усугубляют. Вот отсюда мы сплошной линией очертим полосу до самого путепровода", — сообщил советник руководителя центра организации дорожного движения Москвы Андрей Мухортиков.
При этом с дублера Ленинградки левоповоротный съезд будет разрешен только с двух полос, а не с трех, как сейчас. Выходит, что поток из пяти полос, который движется в сторону центра, будет попадать на пятиполосный же Тверской путепровод.
"Мы сводим к минимуму все перестроения, мы сводим к минимуму все конфликты среди автомобилистов. Мы тем самым не только скорость увеличиваем и пропускную способность, но и повышаем безопасность", — отметил Мухортиков.
Неравномерность хода – одна из главных транспортных проблем Москвы. Самый характерный пример – это участок Садового кольца, где 18 полос в один момент превращаются в шесть. При реконструкции улично-дорожной сети такие градостроительные ошибки будут исправлять. На том же Садовом для основного трафика оставят пять полос. Все остальное отдадут под дублеры.
"В учебниках по организации движения есть такое понятие – постройте график пропускной способности по дороге. Чем он более равномерный, тем лучше для движения", — заявил директор института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
"Кремлевское кольцо" — еще один крупный проект реорганизации дорожного движения центра Москвы. От Большой Полянки к Лубянской площади пустят автобус по выделенной линии в противоход одностороннему потоку. Количество пассажиров наземного транспорта в этой части города должно увеличиться на 250-300 тысяч пассажиров в сутки.
"Это позволит запустить гораздо более удобный маршрут для людей. Они будут выходить из метро "Боровицкая" и тут же садиться в автобус, чтобы доехать, например, в район кинотеатра "Ударник", в район начала Якиманки, им будет достаточно проехать одну-две остановки на общественном транспорте, и они сразу будут оказываться на противоположном берегу Москвы-реки. То есть сейчас такое сделать невозможно, потому что весь общественный транспорт идет в одну сторону, при этом остановки расположены неудобно", — сказал эксперт в сфере общественного транспорта Александр Чекмарев.
Организация такого маршрута потребует демонтажа троллейбусных линий на ряде улиц центра города. О полном же выводе этого типа подвижного состава из Москвы, о чем сообщали некоторые СМИ, речи не идет.
"Ни один маршрут не будет отменен, и ни один троллейбус, который там работает, не будет утилизирован или убран. Все они будут перемещены на другие маршруты, и количество выпусков троллейбусов на этих маршрутах будет увеличено. При этом в городе около 1500 троллейбусов, речь идет о всего лишь 89 единицах – это меньше 6 процентов от всего троллейбусного парка города", — сообщил руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.
Опыт первых благоустроенных улиц показывает, что пропускная способность центра Москвы, несмотря на сокращение полос движения, не меняется. А вот количество ДТП сокращается минимум на 50 процентов.
"Это делает дороги только безопаснее, поскольку интуитивно комфортная скорость при такой ширине полос где-то 60-70 км/час. То есть 100-120 км/ч по таким полосам уже ехать некомфортно. Тем самым, мы сигнализируем людям, что пора снижать скорость — все-таки центр", — заявил советник руководителя центра организации дорожного движения Москвы Андрей Мухортиков.
Изменение улично-дорожной сети работает и на решение еще одной стратегической транспортной задачи. Многие годы центр Москвы автомобилисты воспринимали как транзитную зону, чего новые подходы в урбанистике не приемлют.
"Задам себе простой вопрос. Нужно ли нам центр города превращать в зону комфортного скоростного движения? Отвечаю – не нужно. Если тебе нужно приехать в центр города, паркуйся за деньги. А если тебе надо просто через центр города проскочить, то, голубчик, пожалуйста, этого не делай. Когда мы сужаем центральные улицы, мы как раз и говорим автомобилистам, господа, не очень подходящая транзитная зона", — подчеркнул директор института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Сейчас уже можно констатировать — старт общегородской программы "Моя улица" сезона 2016 года дан. Уже в апреле строители приступят к работам. Жителям центра города предлагаю набраться терпения и быть готовым к временным неудобствам. К сожалению, это тоже часть городских технологий.