Олимпийские игры на сцене

В эти дни в Польше проходят необычные соревнования – Олимпийские игры на театральной сцене. Принимает в них участие и российская команда – Александринский театр с "Маскарадом".

В эти дни в Польше проходят необычные соревнования — Олимпийские игры на театральной сцене. Принимает в них участие и российская команда — Александринский театр с "Маскарадом"

На Олимпиаде в польском Вроцлаве нет медалей и поражений. И пусть единственная российская команда, Александринский театр, уже национальный чемпион — спектакль "Маскарад" завоевал две "Золотые маски", — на чужом поле худрук театра Валерий Фокин заставляет тренироваться сутки напролет. "Ты соревнуешься, прежде всего, с самим собой, и ты делаешь все возможное, чтобы театр прошел испытание, выдержал экзамен. Заграница — это всегда экзамен. Пьесу не знают так широко, как у нас в России, поэтому важно, чтобы до них дошел не просто смысл какой-то мелодрамы, а смысл трагический.

Еще лет 20 назад Лермонтова поняли бы без субтитров, но теперь в Польше русский язык не учат. В 2014-м году ведущий театр страны из-за санкций отменил гастроли в Петербург. Но на театральной Олимпиаде обошлось без "допинговых скандалов". Заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чупуров отмечает: "Шесть трейлеров ушло на один спектакль, шесть огромных машин, где декорации, Арлекины, завесы, мебель. Мебель ведь тоже сделана по эскизам Головина".

"Маскарад" вывезли за границу впервые. Это реконструкция самого дорогого и последнего спектакля царской России. Всеволод Мейерхольд выпустил его в 1917 году. В Петербурге уже стреляли, а тут 360 костюмов и 70 артистов играют интонацией, как по нотам: ноу-хау Мейерхольда.

Диана Красовская из Латвии устроилась на фестиваль волонтером, чтобы попасть на репетицию к Фокину. Для начинающей актрисы это лучший мастер-класс. "Для меня как для русского человека, который никогда не был в России, увидеть спектакль Валерия Фокина — большой праздник", — говорит она.

Театральную Олимпиаду придумал греческий режиссер Теодорос Терзопулос, она проходит с 1993-го года в разных городах мира, а эта, как совпало, седьмая по счету, еще и в культурной столице Европы.

Культурной столицей город выбирают не только за заслуги, но и чтобы помочь его развитию. Фестивали, образовательные мероприятия — во Вроцлаве их более тысячи — уже привлекли два миллиона туристов, а это в четыре раза больше населения города. Финансирование, полученное таким путем, идет на реконструкцию зданий. Так, на месте бара 70-х годов появился современный культурный центр. Тут есть информация для туристов и общедоступная библиотека, устраивают выставки и проводят семинары. Один из них запланирован с Валерием Фокиным.

А еще на театральной Олимпиаде будут прославленные Роберт Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Питер Брук, Ян Фабр — всего свыше 80 спектаклей за месяц. Координатор академических и образовательных проектов театральной Олимпиады Малгожата Яблонская подчеркивает: "Вы не посылаете на Олимпийские Игры средних спортсменов — только чемпионов. Вот и здесь только лучшие режиссеры".

"Олимпийские объекты" разбросаны по всему городу, всего их более сорока — театры, маленькие студии и даже старая пекарня. А центр фестиваля — Институт имени Ежи Гротовского. Режиссер-реформатор, стоящий в одном ряду со Станиславским и Мейерхольдом, отстаивал принцип: театр — это священнодействие. А его фраза "Мир как место правды" стала девизом смотра.

Так, польский театр "Официальное соглашение" перенес "Мамашу Кураж" в пески Либерии. Режиссер спектакля Грегош Грецас поясняет: "Мы нашли другую 30-летнюю войну. Такая происходила в Африке в наши дни. И Брехт стал поводом поговорить о ней". Спектакль идет на заброшенном железнодорожном вокзале — в промышленном Вроцлаве, где выпускают локомотивы, хороших залов не много. Так, "Маскарад" Валерия Фокина уместился только в Опере, где собрался, кажется, весь город. Собственно, довольные зрители и есть победители театральной Олимпиады.