Надя Михаэль: "Большая опера" делает невероятное

23 декабря зрители телеканала "Культура" увидят в эфире финал конкурса "Большая опера-2017" и узнают имена тех участников, кто покорил сердца членов жюри и завоевал симпатии зрителей. Мастерство молодых артистов могла оценить и выдающаяся немецкая певица Надя Михаэль. Она ответила на наши вопросы и поделилась мыслями об опере и конкурсе.

23 декабря зрители телеканала "Культура" увидят в эфире финал конкурса "Большая опера-2017" и узнают имена тех участников, кто покорил сердца членов жюри и завоевал симпатии зрителей. Мастерство молодых артистов могла оценить и выдающаяся немецкая певица Надя Михаэль. Она ответила на наши вопросы и поделилась мыслями об опере и конкурсе.

– У вас весьма обширный репертуар. А есть ли в нем любимчики – те произведения, которые вам нравится исполнять больше всего?

– Я живу настоящим. Это значит, что я считаю, что нужно непременно любить то, что вы делаете прямо сейчас! Большинство людей, работающих со мной, знают, что я всегда серьезно и много работаю, берусь за любые, даже сверхсложные задания и стараюсь пропускать их через себя. Но на этот вопрос я отвечаю так: больше всего я люблю то, что делаю в данный конкретный момент.

– В вашем репертуаре – оперы композиторов разных стран. Доводилось ли вам исполнять сочинения, например, французских или итальянских композиторов в немецком переводе?

– Нет.

– А как вы относитесь к тому, что такое иногда случается? И вообще вы считаете важным петь на языке оригинала?

– Я считаю, что язык на первом месте, по крайней мере, начиная с романтического периода. Но, оглядываясь назад, к барочным операм, я считаю, что тогда язык тоже был очень важен, и композиторы всегда сочиняли музыку, исходя из содержания, из общего ощущения от заложенного в словах смысла. Конечно, переводы могут помочь публике понять содержание, но они совсем не помогают понять музыку! Невозможно себе представить спеть, например, Яначека, Шостаковича или Бартока на немецком языке – это радикальным образом изменило бы музыку.

– А для вас язык являлся когда-нибудь "камнем преткновения" при выборе репертуара?

– Нет, для меня – никогда.

– Кроме того, что вы – выдающаяся певица, вы еще и композитор, и ваши сочинения с большим успехом исполняются на крупных мероприятиях. В каких жанрах вы сочиняете?

– О, нет! Я — не композитор. Конечно, я люблю "играть" вокруг постановки и комбинировать, скажем, рок-элементы с классической музыкой и с необычными звучаниями. Я вижу себя скорее в качестве некоего гибрида композитора с продюсером, который экспериментирует с мелодией и гармонией и может использовать их в сочинении. А мои проекты были бы невозможны без великодушной помощи моих друзей в Германии, поскольку я не знаю всей технической стороны современной звукозаписи. Мне повезло, что моя композиция The day of the days получила крупнейшую международную маркетинговую премию Dom Perignons Creator Award.

– Вы в детстве серьезно занимались плаванием. Помогло ли вам спортивное прошлое в вокальной карьере? Ведь профессиональные занятия спортом закаляют характер, а при вашей профессии твердый характер просто необходим.

– Я не думаю, что плавание помогает пению. Но неоспоримо, что для обеих профессий важно, например, такое качество, как огромное терпение. Но самое главное: когда вы терпите неудачу, вы не размышляете, не сомневаетесь, а поднимаетесь и пробуете всё делать снова, снова и снова.

– В связи с этим, следующий вопрос: как вы относитесь к конкурсам? Ведь для спорта соревнования – обычное дело, но так ли необходимы соревнования в сфере искусства, где многое субъективно. Например, среди певцов?

- Конечно, соревнования среди певцов нужны. Хотя очевидно, что победа в конкурсе не является гарантом успешной карьеры, всё же человеческая природа нуждается в вызовах и в подтверждении своего мастерства. А этот конкурс ("Большая опера") особенный. Он делает невероятное: благодаря возможностям средств массовой информации создает образы ярких звезд. Это похоже на сказку! А результатом такой работы является повышенное внимание зрителей к такому замечательному живому виду искусства, как опера, и к его главным героям.

– В одном из своих интервью вы сказали, что опера для вас – это обязательно соединение музыки и театра. То есть настоящий певец должен не только обладать хорошими вокальными данными, но и уметь сыграть роль как актер. Что вы скажете по поводу проекта "Большая опера"? Ведь по условиям этого конкурса, каждая программа (а в некоторых программах будет и по два номера!) – это новое произведение, новая эпоха, новый композитор, даже новый жанр. И без хорошей актерской игры невозможно так быстро перевоплощаться в очередного нового героя.

– Такой нескончаемый интерес к конкурсу демонстрирует, насколько невероятно храбры все участники. Исполняя такое разнообразие произведений разных стилей, разных композиторов, сочинений на разных языках требует стальных нервов, но вместе с тем – гибких голосовых связок. Что касается меня – я никогда не была большой охотницей до фестивалей и конкурсов. Наоборот, я раскрывала все свои способности непосредственно на сцене, в постановках. Мне нужно время, чтобы "пробраться" в характер, в музыку. Я люблю процесс репетиции, сотрудничество с режиссерами. Мне нравится становиться кем-то большим, чем я сама. А в фестивалях или конкурсах мы, в основном, остаемся самими собой, и это меня смущает. Я чувствую, что сама себя могу разоблачить, хотя тоже победила в паре конкурсов в своё время. И, в связи с этим, у меня сложилось ощущение, что наши выдающиеся участники почти пугают меня своим профессионализмом, гибкостью и чрезвычайной образованностью. И я очень благодарна за то, что принимала участие в проекте "Большая опера" и польщена тем, что могла наблюдать за всей командой в прекрасной творческой работе.