Для инициаторов референдума в Нидерландах важна не Украина – им важнее показать кукиш в кармане евробюрократии, чтобы не лезла в дела суверенных стран. На фоне кризиса с мигрантами число евроскептиков растет не только в Нидерландах.

"Я не верю, что голландцы проголосуют против, потому что это откроет двери большому континентальному кризису", — не без пафоса заявил председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер.

Как может маленькая Голландия ввергнуть в кризис большую Европу? Неужели тем, что отвергнет на референдуме 6 апреля Соглашение об ассоциации ЕС и Украины? Оно уже ратифицировано всеми 28 странами-членами и даже вступило в силу. Но голландские евроскептики набрали 450 тысяч подписей для вынесения вопроса на референдум. Хотя для организации плебисцита хватило бы 300 тысяч. Это будет всего лишь второй референдум в новейшей истории страны. В прошлый раз в 2005 году голландцы отвергли проект общеевропейской конституции.

В ходе нынешней агиткампании почти все ведущие партии страны проявили низкую активность, не очень понимая, какие дивиденды они будут иметь от того или иного результата. Пятая часть граждан вообще о референдуме не слышала. Но явка для столь отстраненного непосредственно от голландской жизни вопроса ожидается большая – более 45 процентов. Чтобы референдум состоялся, достаточно явки 30 процентов.

Агитаторы с обеих сторон нарочито драматизируют вопрос. Еврочиновники, позицию которых озвучил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, считают, что блокирование соглашения с Украиной "будет означать победу России". Противники ассоциации с Украиной подчеркивают, что разыгрывание украинской карты против Москвы не только испортит еще больше отношения с Россией, но и сыграет против самой Украины, у которой нет будущего без нормальных отношений с Москвой.

Премьер Нидерландов Марк Рютте от активной агитации устранился. У него традиционно хорошие отношения с Брюсселем. Но и играть на руку евроскептикам он не хочет, наблюдая, как все больше сторонников его праволиберальной "Народной партии за свободу и демократию" перебегает в их лагерь. Выражая уверенность, что большинство на референдуме скажут "да" Украине, он тоже настаивает, что ей надо иметь хорошие отношения с Москвой и что членство в ЕС ей в обозримом будущем не светит. А тот же Юнкер уточняет: в ближайшие четверть века точно не светит. Еще многие поминают сбитый малайзийский "Боинг", большинство погибших пассажиров которого были гражданами Нидерландов. Хотя это скорее работает на тех, кто хотел бы отгородиться от такой страны, над которой сбивают гражданские самолеты, забором повыше.

Если большинство голландцев скажут "нет" соглашению, юридически не очень понятно, что делать. Вопрос о безвизовом въезде украинцев в ЕС по-прежнему будет рассматриваться отдельно. Не факт, что напуганная нашествием нелегалов Европа согласится открыть границу совсем уже без всяких ограничений еще 45 миллионам граждан одной из беднейших стран континента. А тут еще парижские и брюссельские теракты. Обязывающей силы референдум не имеет. Если перевес противников соглашения будет большой, вопрос могут отправить на пересмотр в парламент. Тот под давлением общественного мнения может отозвать ратификацию. Если перевес евроскептиков будет незначительный, то итоги голосования могут вообще проигнорировать.

А вот для Киева положительный исход референдума нужен, чтобы переломить настроения нарастающей усталости Запада от буксующих украинских реформ. Будто речь идет не о типовом договоре о свободе торговли, которые имеют с ЕС ряд государств Северной Африки и Латинской Америки, а о полноценном членстве в Евросоюзе. Киеву нужно сейчас показать успех хоть в чем-то на фоне затянувшегося политического кризиса. На недавний саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне президент Порошенко собирался отправиться уже с новым кабинетом министров взамен правительства Яценюка, но сформировать новую правящую коалицию пока не удалось. Без продвижения по пути реформ и особенно в борьбе с коррупцией Украине не получить новый транш кредита МВФ. Деньги за одну лишь антироссийскую риторику никто давать больше не хочет. Аура молодой украинской проевропейской демократии, противостоящей имперской России, тает на глазах. Украинская правящая элита все больше видится Западом как в сущности такие же олигархи и клептократы, что при Януковиче, только с иным словесным набором. К визиту Порошенко в Америку газета The New York Times приурочила редакционную статью, где назвала Украину коррумпированным болотом, а самого Порошенко продуктом старой эпохи, принявшим коррупцию как возможность для политического маневрирования. Именно Порошенко из числа украинских олигархов оказался единственным, по данным журнала Forbes, кому удалось в кризисное для страны время сильно нарастить собственное богатство. А то, что Порошенко еще и оказался на днях фигурантом скандала с панамскими офшорами, один из которых был открыт по его паспорту, может добавить очков противникам ассоциации с Украиной.

Впрочем, для инициаторов референдума важна, конечно, не Украина, важнее показать кукиш в кармане евробюрократии, чтобы не лезла в дела суверенных стран. На фоне кризиса с мигрантами число евроскептиков растет не только в Нидерландах. Многие против ассоциации с Украиной просто потому, что его заключили брюссельские бюрократы. Голландское общество по украинскому вопросу расколото примерно пополам. Все зависит от того, кто проявит большую активность в день голосования.