В Голландии объявили предварительные результаты референдума, участники которого отвечали на вопрос: поддерживают ли они ассоциацию Украины с Евросоюзом? Официальные итоги будут оглашены 12 апреля, но суть случившегося уже не изменится: референдум состоялся, и две трети голландцев, посетивших избирательные участки, выступили "против".
В принципе, это не стало неожиданностью. Все опросы, проведенные в предшествовавшие референдуму дни, свидетельствовали о преобладании "антиукраинских" настроений у местного населения. Хотя нельзя однозначно говорить о том, что голландцы голосовали именно "против Украины". У меня складывается впечатление, что едва ли не в большей степени они голосовали "против Европы".
Получается, что в некотором смысле президент Порошенко прав, когда он говорит, что итоги голландского референдума подрывают "европейские ценности". Нужно только разобраться, что именно подразумевает Петр Алексеевич под этим термином – "европейские ценности"? И что понимают под "европейскими ценностями" жители самой Европы? Никакого парадокса, на самом деле, нет. В Европе, очевидно, накапливается усталость от того, что считает "ценностями" президент Украины, кстати, в этом месяце в очередной раз возглавивший в своей стране "рейтинг антипопулярности".
Голландцы – жители Европы – устали от коррупции, а Украину уже напрямую называют "коррупционным болотом". Голландцы – жители Европы – столкнулись с небывалым наплывом мигрантов, а на Украине сотни тысяч человек мечтают о безвизовом режиме въезда в европейские страны. Голландцы – жители Европы – напуганы волной терроризма, захлестнувшей некогда мирные города, а власти Украины уже два года ведут самую настоящую войну против собственных граждан, проживающих на юго-востоке страны. Голландцы – жители Европы – не приемлют нацистской идеологии, из-за которой погибли миллионы людей, а на Украине нацистов сегодня чествуют как национальных героев. Наконец, голландцы – жители Европы – теряют большие деньги в результате разрыва торговых отношений с Россией, а на Украине продолжают во всех своих бедах обвинять Москву. Вот и результаты голландского референдума в Киеве уже назвали проявлением вмешательства России.
Но, Бог с ней, с Украиной! Как известно, "кого Господь хочет наказать, того сначала Он лишает разума". А что с Европой? Пресса неоднократно подчеркивала, что голландский референдум является рекомендательным, но правительство и парламент Нидерландов не смогут демонстративно проигнорировать его результаты, особенно в случае убедительной победы противников ассоциации с Украиной, что, напомню, и произошло. Дело в том, что (де-юре) двухпалатный голландский парламент еще не успел полностью ратифицировать соглашение об ассоциации с Украиной. Пока это сделала только одна его палата, но после того, как стали известны итоги голосования, ратификация второй палатой становится невозможна. Требуются новые консультации и новые переговоры. Если компромисс не будет найден, Голландия отзовет свою подпись под договоренностями с Украиной, что неизбежно спровоцирует новый серьезный политический кризис в пока еще единой Европе.
Многие сейчас говорят, что голландцы своим решением обязательно повлияют на результаты предстоящего 23 июня референдума в Великобритании. Там ведь речь пойдет уже не об ассоциации с Украиной, а о возможном выходе самой Британии из ЕС! Я не стал бы напрямую увязывать эти два референдума. Британцы до сих пор сохраняли дистанцию в своих отношениях с континентом, и не думаю, что теперь они вдруг откажутся от сложившейся традиции. Британцы проголосуют так, как они чувствуют, хотя, положа руку на сердце, следует признать: если бы Великобритания была полностью довольна общеевропейскими процессами, то никакого референдума о возможном выходе из ЕС Лондон бы не проводил!
"Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма", — писали Энгельс и Маркс в "Манифесте Коммунистической партии". Сейчас по Европе бродит совсем другой призрак – призрак евроскептицизма. То есть, разочарования в идее единого безграничного европейского пространства с общей экономикой, общей моралью, общей безопасностью и общей ответственностью. Все это рушится буквально на глазах, а если что и строится, так только стены на еще вчера отсутствовавших границах между европейскими странами, не сумевшими построить крепкую семью. Сегодня они панически мечутся в поисках решения обрушившихся на них проблем, хватаясь, кто за референдумы и политические кампании, а кто – за кирпич, бетон и колючую проволоку.
Что же касается Украины, которой еще до голосования в Голландии говорили, что ждать полноценного вступления в ЕС ей еще очень долго, лет двадцать пять, то, увы, там все предсказуемо. Вот что говорит одна из "живых легенд" Евромайдана, "полевой командир" Тарас Стецкив: "Идея членства в ЕС и НАТО спускается в помойку. Украина обречена искать свою цивилизационную дорогу. Не Восток и не Запад. Специфическая часть западного мира поставлена перед фактом найти свое место в мире". И получается, что и он тоже прав: Украина, действительно, необычная часть мира. С очень специфическим политическим запашком…