Заявления об ограничении права вето - не дело Секретариата ООН, уверена директор департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова. Ее поддержал и постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.

Заявления об ограничении права вето — не дело Секретариата ООН, уверена директор департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова в эфире телеканала "Россия 1".

Она обратила внимание на высказывание представителя Секретариата ООН, который призвал ограничить право вето постоянных членов СБ ООН в связи с гуманитарной ситуацией в Сирии. "Давать такие "ценные указания" постоянным членам СБ ООН, да и вообще странам-членам ООН — это не дело Секретариата", — заявила Захарова.

По ее словам, право вето — это не какая-то привилегия, это не вопрос использования своих полномочий в собственных интересах, это вопрос баланса сил. "Когда создавалась ООН, этот уникальный инструмент был разработан и внедрен, и зарекомендовал себя на протяжении 70 лет именно для того, чтобы мир не потерял стратегического баланса", — сказала Захарова.

Дипломат обратилась в качестве примера к событиям, предшествовавшим американской агрессии в Ираке. По ее словам, если какой-нибудь умник посоветовал бы отменить право вето в связи с гуманитарной ситуацией в Ираке более 10 лет назад, когда только намечалась интервенция США и коалиции в Ирак, ответственность за коллапс не только в Ираке, но и в регионе в целом несли бы не США и примкнувшие к ним государства, а СБ ООН. "И уж точно не тот самый сотрудник Секретариата, который предлагает такие идеи", — добавила Захарова.

Высказался по поводу ограничения права вето в ООН и постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, передает ТАСС. Он отметил, что верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн вышел за рамки своей ответственности, высказавшись за ограничение использования права вето в Совете Безопасности всемирной организации. "Это вызывает сожаление", — добавил он.

Аль-Хусейн призвал ранее к решительным действиям для урегулирования ситуации вокруг Алеппо. Он предложил рассмотреть возможность ограничения использования права вето в Совете Безопасности ООН. Оно потребуется, по его мнению, когда имеется серьезная обеспокоенность, что совершены военные преступления, преступления против человечности или акты геноцида. Эта "исключительно важная инициатива", по его словам, позволит рассмотреть ситуацию в Сирии в Международном уголовном суде.

Россия является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые наделены правом вето при обсуждении вопросов в СБ ООН.