Тема:

Конфликт в Йемене 1 неделя назад

Йемен может полыхнуть жарче Сирии. Реплика Георгия Бовта

Ситуация вокруг Сирии оттеснила на второй план еще одну ближневосточную трагедию. Однако именно события в Йемене, вяло освещаемые мировыми СМИ, могут стать катализатором масштабной и затяжной войны, которая охватит весь Ближний Восток.

Ситуация вокруг Сирии оттеснила на второй план еще одну ближневосточную трагедию.

Однако именно события в Йемене, вяло освещаемые мировыми СМИ, могут стать катализатором масштабной и затяжной войны, которая охватит весь Ближний Восток.

Но для начала разберемся, кто с кем воюет и почему?

Йемен – одна из беднейших стран мира. Население разделено на шиитов и суннитов. Шииты традиционно правили севером страны, сунниты – югом. Раньше было два Йемена – Йеменская Арабская республика на юге и Народная Демократическая республика Йемен на севере. Четверть века назад они объединились под властью многолетнего северного правителя Али Абдаллы Салеха, ранее большого друга Советского Союза. Но лучше было бы им этого не делать. Добрыми соседями они никогда не были.

В 2012 году под "весенний шум" арабской весны режим Салеха снесли. К радости США, считавших его недружественным, ведь Салеха поддерживал Иран. Сносили, конечно, не сами американцы. Случился там своего рода аналог Майдана. Но не под флагами "европейской ориентации", а под исламистскими. В результате вмешательства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, где тон задают саудиты, президентом стал Абд Раббо Мансур аль-Хади. А уже летом 2014 года восстание подняли шииты в лице группировки хуситов, или так называемых зейдитов, приверженцев одного из "умеренных" шиитских течений в исламе. Хуситами их, восстававших еще против режима Салеха, назвали в честь поднявшего мятеж в 2004 году имама Хусейна аль-Хуси, убитого властями. Противники хуситов считают, что они пытаются возродить зейдитский имамат, существовавший на севере Йемена до революции 1962 года.

Боевое крыло хуситов – группировка "Ансар Аллах". В ее рядах десятки тысяч бойцов. Хуситы пользуются поддержкой со стороны жителей удерживаемой ими столицы Саны и ряда влиятельных в йеменском обществе племён. На их сторону перешли многие профессиональные военные, лояльные экс-президенту Салеху. Так примерно было в Ираке после свержения Саддама Хусейна. Только там суннитские армейские чины пошли в ИГИЛ.

После свержения президента Хади в марте прошлого года в йеменский конфликт вмешалась, притом без всяких резолюций ООН, арабская суннитская коалиция во главе с Саудовской Аравией. В операциях участвуют ВВС Бахрейна, Катара, Кувейта и Эмиратов. К коалиции примкнули Египет, Иордания, Марокко и Судан. В рамках операции "Буря решимости" эта коалиция отбила часть южных районов вместе портом Аденом, имеющим стратегическое положение у Баб-эль-Мандебского пролива. В Аден вернулся президент Хади, которого в мире по-прежнему признают законным. Операции "аравийской коалиции" координируют американцы, передавая саудовцам координаты целей для ударов, да и сами наносят удары беспилотниками по позициям активизировавшихся в Йемене аль-каид (запрещена в РФ)овцев. Удары по мирным объектам – не редкость.

В ходе войны в Йемене по данным ООН погибло уже более 10 тысяч человек, из них почти 4 тысячи гражданского населения. Другие источники считают гражданские потери в разы больше, просто в нищем Йемене нет системы их учета. 20 из 26 миллионов населения бедствуют, испытывая нехватку воды, еды, либо страдая от массовой безработицы. Йемен признан крупнейшей по численности населения зоной бедствия на Земле.

Хуситы, воюя еще и под антиамериканскими и антиизраильскими лозунгами, получают помощь не только от шиитского Ирана, но и от ливанского движения "Хезболла". Ее представители отвечают у них за штабную работу наряду с офицерами-сторонниками Салеха. И хуситам удается не только успешно противостоять аравийской коалиции, но и перенести военные действия в приграничные провинции самой Саудовской Аравии, где активизировались шиитские племена, выступающие против ваххабитского режима.

Ситуация в Йемене во многом напоминает сирийскую. Даже тем, как внешние силы пытаются использовать в своих целях исламистов — "Братьев-мусульман" (запрещена в РФ) и откровенных террористов — "Аль-Каиду на Аравийском полуострове". Однако, как и в Сирии, террористы оказались не очень приручаемыми. Воспользовавшись хаосом, исламисты стали той "третьей силой", которая все больше укрепляет свои позиции на юге и востоке Йемена. Местная "Аль-Каида" одновременно воюет и против хуситов, и против сил президента Хади. Да и США не могут похвастаться тем, что полностью контролируют действия суннитской коалиции. Недавний удар по Сане, приведший к многочисленным жертвам, вынудил представителя Совета по национальной безопасности США Неда Прайса заявить, что взаимодействие США и Саудовской Аравии в сфере безопасности, не дает последней "карт-бланш". В конгрессе стали поднимать вопрос об ограничении поставок оружия Эр-Рияду.

Такое не раз бывало в истории. Войну начинают, руководствуясь одними планами и мотивами, но логика войны вносит такие коррективы, что сами ее инициаторы рады бы открутить назад колесо истории, чтобы все поправить.

Но это колесо назад не крутится. И тормозов не имеет.