В Москве — около 8 тысяч объектов культурного наследия. Сколько зданий, которые не обременены охранным статусом, но все же имеют какую-либо историческую ценность, и вовсе не счесть. С одной стороны, это формирует в городе целостную архитектурную среду. С другой, скажем честно, приносит мало практической пользы. Ну, не откроешь же в каждом из этих домиков музей.
"Сносить нельзя оставить", — современная градостроительная школа, а вместе с ней и власти Москвы, определились с местом для запятой – "оставить", но наполнить новой функцией.
Непосвященный зритель может и не узнать театральный спектакль: нет ни сцены, ни звонка с приглашением в зал, самого зала нет – актеры растворяются в пространстве, вовлекая зрителей в диалоги: в годовщину благотворительного фонда "Артист" в Театре наций ставили спектакль "До и после" — эксперимент с языком искусства.
"Современный театр развивается таким образом, что происходит выход из таких традиционных форм итальянской коробки. Театр ищет новый язык, в том числе, кроме театрального языка, драматургического, он ищет и новые пространства", — пояснил режиссер театра и кино Дмитрий Брусникин.
Новое пространство Театра наций – это отреставрированный особняк XIX века, памятник федерального значения, который многие годы стоял в запустении, теперь служит миру искусства.
"Это здание 1812 года, оно пережило пожар, естественно, 1812-го года. Принадлежало купцу Пику, потом он его куда-то продал, перепродал, здесь было оздоровительное общество, в которое записался Чехов, платил взносы, но при этом не ходил. Потом здесь был военкомат, в конце концов, тут был просто бомжатник. И вот нам передали его в таком состоянии", — отметил художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов.
Реставрация памятника велась за счет бюджета Москвы и обошлась и в 155 миллионов рублей. В здании отремонтировали кровлю, фасад, кирпичную кладку. Воссозданы были не только утраченные элементы интерьера, но и сама планировка помещений.
Событийная программа нового культурного пространства Москвы расписана до конца года. Театральным жанром она не ограничена. В стенах особняка будут проводиться выставки, кинопоказы, лекции. "Хотите, назовите это малой сценой, хотите, назовите пространством, — говорит актер театра и кино Леонид Ярмольник. — Мне нравится слово "пространство", потому что это значит, что театр растет. Так что я поздравляю с этим новосельем – в нашем полку прибыло — здесь можно будет собирать ветеранов, здесь можно заниматься с детьми – в общем, это наверняка будет очень бойкое живое место".
За последние пять лет в Москве спасли от разрушения 700 памятников архитектуры. С начала этого года комплексную реставрацию провели на 15 объектах, локальную – на 75. В большинстве случаев работы по восстановлению зданий проводятся с так называемым "приспособлением под современное использование". И это, говорят архитекторы, — мировой градостроительный тренд.
"Очень часто происходит с памятниками то, что они теряют смысл своего функционального назначения. Его можно отреставрировать, его можно восстановить, содержать, но дом должен жить, ему нужно придумать какую-то функцию, какой-то сценарий. Альтернатива очень простая: приспособление или разрушение", — считает вице-президент Союза московских архитекторов Николай Лызлов.
Такой подход позволяет привлечь к работе бизнес. В этом году 60% всех расходов на реставрацию памятников в Москве взяли на себя частные инвесторы. Еще пять лет назад такие случаи были единичными. "Ни одна самая богатая страна, ни один самый прекрасный бюджет не справляется сам с сохранением всех объектов культурного наследия, — сообщает заместитель руководителя Департамента культурного наследия г. Москвы Леонид Кондрашев. — И здесь генеральная линия это включение инвестиционного капитала. И здесь должно сочетаться. То есть сами условия бизнеса должны способствовать сохранению объектов культурного наследия, и наоборот, наличие объекта культурного наследия должно являться положительным вкладом в бизнес".
"Трехгорная мануфактура" – один из крупнейших инвестпроектов Москвы. Власти города дали разрешение на реновацию бывшей промзоны, но с обязательной реставрацией объектов культурного наследия, коих здесь достаточно. "Большинство зданий построено еще до революции и являются частью той самой мануфактуры, которая гремела на весь мир, получала международные премии. И нам показалось очень важным их сохранить, несмотря на какие-то особенности эстетические", — уверена руководитель архитектурного бюро Наринэ Тютчева.
В бывших фабричных корпусах после реставрации разместят жилые и офисные площади. Сама территория Трёхгорной мануфактуры станет открытой для пешеходов. Авторы проекты задумали создать здесь фешн-квартал – с выставками высокой моды, бутиками, мастерскими по пошиву модной одежды. "Это может стать достаточно уникальным пространством для Москвы – очень живым, наполненным историей, с очень хорошей качественной архитектурой, и я надеюсь, что все это будет очень востребовано в будущем", — продолжила Наринэ Тютчева.
За счет особого расположения фасадов небоскребы на Новом Арбате должны были символизировать размах крыльев. Задумки архитекторов в народе, правда, не поняли и до сих пор называют эти дома «книжками», что, согласитесь, больше похоже на правду. Идея партийных начальников, которые видели в многоэтажках мощный административно-деловой центр, проверки временем тоже не выдержала.
Каждая из арбатских высоток – это около 20 тысяч квадратных метров торговых и офисных площадей небольшого размера и довольно среднего качества. "Они строились в 60-е года, и в тот момент применялись те технологии, которые сейчас не применяются, поэтому здание довольно неэффективные. Второе – это то, что там, по сути, муравейник. Там очень большое количество арендаторов, с точки зрения крупных компаний здания эти менее интересны. И третье – это отсутствие парковки", — пояснила директор отдела консалтинговой компании Юлия Никуличева.
Правительство Москвы сбрасывает непрофильные активы. Одна из высоток уже продана инвестору – с условием, что к чемпионату мира по футболу здесь появится отель. За два года предстоит реконструировать 30 тысяч квадратных метров. Стоимость проекта – 6,5 миллиарда рублей. Львиная часть расходов уйдет на обновление инженерных систем здания.
"Здесь мы можем увидеть достаточно уникальное инженерное сооружение, в котором одновременно соединена и охлаждающая система, и система обогрева в воздухе. Вот эта часть, которая подает воздух (этот клапан) — он использовался только на двух объектах – Байконур и "книжка" на Арбате", — отметил директор по развитию проектов инвестиционной компании Павел Корнилов.
В гостинице на Новом Арбате будет почти 500 номеров среднего уровня комфорта – 3, максимум, 4 звезды. "Дефицит отелей 3-4 звезды выше в Москве, чем пятизвездочных отелей. Мы считаем, что во время проведения чемпионата это будет основной сегмент туристов, которых надо обеспечить местами, чтобы было, где остановиться", — уверен Павел Корнилов.
Сеть городских кинотеатров – еще одно наследие советской архитектуры с весьма сомнительным функциональным наполнением. В "Будапеште", "Минске", "Варшаве" и других знаковых в свое время кинозалах уже много лет не показывали фильмов. На прошедшей неделе Москомэкспертиза согласовала проект реставрации кинотеатра "Родина", что на востоке Москвы. Здание является памятником культуры регионального значения, поэтому ему вернут исторический вид, и, опять же — приспособят под современное использование. "Сейчас там 4 кинозала, будет 6. Будут еще рестораны в вестибюле в исторических интерьерах и детский центр в пространстве под местами в кинозалах. Раньше в 30-е годы там был еще открытый кинотеатр, но мы это делать уже не будем – при современных городских шумах это невозможно", — считает главный архитектор проектов реконструкции кинотеатров Сергей Крючков.
39 кинотеатров старой формации Москва выставила на продажу в прошлом году. Теперь становится понятным их будущее. Традиции кинопоказа после реконструкции зданий возродят, но значительную часть площади отдадут под торговлю, общепит и некую культурную функцию. По замыслу авторов концепции, советские кинотеатры должны превратиться в "городские гостиные".
"Это такое место, которое вынесено за пределы квартиры и является средой для общения, средой для встреч или средой просто для индивидуального пребывания там наедине со своим смартфоном или с кем-то, кто далеко и у тебя в чате. Именно эту лакуну, на которую есть спрос, мы и восполняем", — уточнил Сергей Крючков.
Непосредственно реализация проекта начнется в ближайшие месяцы. Открываться обновленные кинозалы начнут с 2018 года.
Поток посетителей в музей изобразительных искусств имени Пушкина разделен на две очереди. Одна ведет в кассу за билетами на бесплатные экспозиции, ну а другая – к Рафаэлю. Работы великого художника впервые выставляются в России. Как можно судить по толпе, количество желающих культурно обогатиться в Москве с каждым годом растет, а вот возможности самого музея – нет.
60 минут — столько нужно отстоять в очереди, чтобы попасть на выставку Рафаэля. Одновременно в выставочном зале может находиться не больше двухсот человек. Электронная система продажи билетов равномерно распределяет людские потоки, но в целом, нагрузки с музея не снижает. В день через главное здание проходит пять тысяч человек – это в два раза больше его пропускной способности.
"Сегодня, когда в музее открыты такие важные выставки, когда так много людей хотят попасть сюда, мы еще больше понимаем, как необходимо нам расширение. Потому что наше старое задание просто не справляется со всем тем количеством людей, посетителей, которых мы ждем — мы не можем просто дать им все то, что было бы возможно", — пояснила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
К 2022 году площади музея имени Пушкина увеличатся более чем в два раза – с 49 до 105 тысяч квадратных метров. Проект создания в Москве "музейного городка" утвержден. В следующем году начнется его реализация. "Собственно, общественное пространство с единым дизайном мощения, малых архитектурных форм, скамеек — оно должно соединить музейный городок в единое целое. И, конечно же, важной частью является максимальное — там, где мы можем это сделать — удаление заборов и оград. То есть, как бы это публичное пространство — оно должно сдать доступным и привлекательным для жителей города", — отметила заместитель директора по развитию ГМИИ имени Пушкина Анна Трапкова.
Проект предполагает строительство новых зданий, а также реставрацию существующих.
Бывшая усадьба Голицыных находится на балансе музея, но никак не используется из-за ветхого состояния. Ее восстановят и накроют стеклянным куполом – это обеспечит необходимые условия для хранения экспонатов. "Здесь, в усадьбе Голицыных, после реконструкции разместится наша знаменитая коллекция импрессионистов и постимпрессионистов — собрания, принадлежащие когда-то Сергею Щукину и Ивану Морозову — знаменитым московским коллекционерам", — продолжила Анна Трапкова.
В усадьбе Вяземских-Долгоруковых откроют Галерею искусства старых мастеров. Строительно-реставрационные работы здесь уже ведутся. "В этом здание предусмотрена обширная подземная часть, которая соединит его с главным зданием музея. Поэтому мы буквально сейчас находимся над будущим огромным общественным пространством, которое будет соединятся подземным коридором с главным зданием", — добавляет Анна Трапкова.
Реализация проекта позволит музею имени Пушкина выйти за рамки привычного формата – часть экспонатов можно будет выставлять на улице. На это будут работать передовые архитектурные и инженерные решения. "Я, собственно, "за" расширение этого музея. Потому что, во-первых, будет больше выставок. Во-вторых, будет меньше очередей. И я уверена, надеюсь, что расширят гардеробные, потому что из-за них, как раз-таки, такие большие очереди", — поделилась мнением посетитель музея Аиша Булахова.
"Конечно! А сколько в запасниках у нас? Очень много ведь всего в запасниках. Я считаю, что это просто необходимо. Без культуры страна — никуда. А как же без культуры?", — уверена Лидия Боровикова.
На строительство "музейного городка" из бюджета выделят 22 миллиарда рублей. Посещать новое культурное пространство Москвы смогут до трех миллионов человек в год. "Это все, скажем так, агенты совершенно правильного развития территории. А значит развития и общества. Потому что известнейшая фраза есть — "мы формируем архитектуру, архитектура формирует нас потом в ответ". И формирует она нас даже не столько внешним видом, хотя внешний вид очень важен, сколько функцией, которую она несет. И здесь функция культуры и образования, конечно, ключевая с точки зрения формирования человека-персоны, которая там вырастает. Поэтому с точки зрения развития социума, я считаю, это ключевая вещь", — подытожил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Любой урбанист вам скажет, что город – как организм. Какие-то его "ткани" развиваются, а какие-то — отмирают. Вовремя реагировать на эти процессы и заполнять пустоты новой жизнью – одна из самых сложных задач городских технологий.























































































