О политике, экономике, экологии, спорте: Путин подвел итоги года

Под занавес последнего – двенадцатого – месяца уходящего года Владимир Путин провел 12-ю большую пресс-конференцию. Президент ответил на огромное количество острых вопросов от журналистов. Пресс-конференция как на ладони – в анализе программы "Факты".

Под занавес последнего — двенадцатого — месяца уходящего года Владимир Путин провел 12-ю большую пресс-конференцию. Президент ответил на огромное количество острых вопросов от журналистов. Пресс-конференция как на ладони – в анализе программы "Факты".

Общение началось без прелюдий. Президент вошел в зал, поприветствовал журналистов и предложил сразу перейти к делу, то есть к вопросам. Первый вопрос пресс-секретарь президента Дмитрий Песков снова (как и год назад) отдал журналисту кремлевского пула.

Представитель радио "Маяк" попросил президента подвести итог состояния российской экономики. Когда пресс-конференция перешагнула получасовой рубеж, пришел первый вопрос от международного журналиста. Вопрос двойной — о возможных досрочных выборах президента в России и об укреплении обороноспособности нашей страны. Видимо, этим на Западе обеспокоены.

В финале почти четырехчасового разговора был вопрос от "Ведомостей". И вновь об экономике. Точнее, о том, что компания "Роснефтегаз" не все дивиденды перечисляет в бюджет. Президент с этим утверждением не согласился.

Пресс-конференция в цифрах: старт был дан в 12:03 по московскому времени, общий хронометраж общения – 3 часа и 51 минута (до рекорда (4:40) в 2008-м далеко!), но в смысле времени глава государства в этом году говорил с журналистами дольше, чем годом ранее. Свои вопросы удалось задать 48 журналистам. При этом у большинства был не один вопрос, а сразу несколько. 8 раз во время пресс-конференции звучали аплодисменты.

Откуда были вопросы? География более чем разнообразная. У России тут первенство. Это Татарстан (ему президент уделил особое внимание), Алтайский край, Кузбасс, Урал, и, конечно, Крым. Отличились некоторые города – Вологда, Пенза, Кунгур, Уфа, Екатеринбург, Калининград, Пятигорск, Салехард, Киров и Иркутск. Кто-то спрашивал про ситуацию в регионе, кто-то говорил о мировых проблемах.

Как всегда, больше всего вопросов успели задать журналисты из Москвы. Северная столица – лишь один, и тот ну уж очень запутанный. От международных СМИ вопросы задали представители Америки, Британии, журналисты из Украины, Грузии, Турции и Польши, Германии, Китая. Приметил президент и курда из Ирака, в первую очередь, из-за его необычного костюма.

География другая — топонимы, которые звучали в ответах президента чаще всего. Их очень много. Легче перечислить "белые пятна". И все же. Российская часть "президентской карты" во многом совпадает с предыдущей картой: откуда приходили вопросы — про то президент и говорил. Правда, про Крым вышло чуть подробнее. Так же много говорили о странах бывшего СССР. В частности, об Украине и Грузии. Ну, или о развитии партнерских отношений с Киргизией и Казахстаном. Много было Европы. Причем, во всех контекстах — от экологического (это Париж) до того, как не должны взаимодействовать спецслужбы (это Великобритания). Другой мир — это США, в первую очередь. Особенно много Штатов было в первой части пресс-конференции. Упоминали, понятно, Ближний Восток — Сирию. Ну и, разумеется, Китай.

Какой в целом в этом году разброс тем? Много внимания – внутрироссийским темам. Тут и индексации пенсий, и дело Улюкаева, и тема массового отравления "Боярышником" в Иркутске, и в целом алкоголизация населения. По нашим подсчетам, больше всего внимания было уделено темам внутренней политики. Тут и социальные вопросы, и сельское хозяйство, и спорт, и развитие Крыма. На втором месте — поровну – экономика и внешняя политика. Вопросы, их касающиеся, совокупно обсуждали более двух часов. Отдельно выделили Турцию, она тоже звучала, в том числе, в связи с убийством российского посла в Анкаре.

В отличие от достаточно сдержанного формата общения с парламентариями в рамках Послания Федеральному Собранию, которое состоялось недавно, на встрече с журналистами Владимир Путин снова активно прибегал к ярким выражениям, сравнениям и идиомам. Например, "ищут виновных на стороне" (о системных проблемах пока еще действующей в США администрации Обамы), "Рейган бы порадовался", парировал Владимир Путин реплике нашего коллеги о том, что экс-президент "переворачивается в гробу" из-за победы Трампа на американских выборах, "Хвост прижали, он удрал" (о гражданине, который сначала подсадил наших спортсменов на допинг, а потом начал сливать всю информацию), "Ну простите, черт попутал" (о том, что следовало бы сделать руководству демократической партии после хакерских атак и разоблачений), "Кто выше сидит – тот дальше смотрит" (так китайцы говорят, аргументировал Владимир Путин свое предложение перейти к вопросу с галерки). А еще было выражение – "Взялся за гуж – не говори, что не дюж" (о строительстве московского хосписа на деньги благотворителей).

Что еще врезалось в память и теперь разойдется на цитаты? "Факты" всегда вслушиваются не только в то, что говорит президент. Мы пытаемся проанализировать общение с лингвистической точки зрения.

Итак, в своих ответах президент часто использовал модальные глаголы. Мы разделили их на три категории: необходимость, долженствование и возможность. Рассмотрим подробнее. Итак, "нужно": "Нужно вписаться" — о новых трендах и технической революции, "Надо очистить спорт" — от всякого рода допинга и о том, что деятельность WADA должна быть прозрачной, "Нужно подталкивать регионы" — к увеличению собственных доходов, "Нужны подходящие люди" — о губернаторах и обновлении крови на местах, и "поскромней надо быть" — о домах, которые строят главы некоторых госкомпаний.

Ну а вот, что мы "должны" (если исходить из формулировок президента): "Мы должны быть частью мировой экономики" — о том, что Россия не будет изолироваться, будет развиваться, в том числе, в сфере высоких технологий. Но "там, где мы способны себя обеспечить, мы будем это делать" — это уже об импортозамещении. И еще одно "мы должны". "Мы должны оставить нашим детям процветающую в плане экологии страну" — такое почти наставление президент дал, отвечая на вопрос об экологии.

Теперь — что "можно". "Можно, но не целесообразно" — так Владимир Путин ответил на вопрос о вероятности досрочных выборов президента в нашей стране в следующем году, "Могут получить поддержку" — сказал президент, перечислив целый набор перспективных отраслей для развития в Крыму, и "можно эффективно действовать только вместе", работать вместе, это о перспективе отношений с Германией и Европой в целом в будущем году.

Определенная традиция этого формата общения с журналистами — это конкретные просьбы, которые адресуют Путину. И, соответственно, обратная реакция. Поручения президента. На этот раз наказ получили власти Свердловской области, где от жизни оказался отрезан один из поселков. В Москве руководителей города попросили обратить внимание на строительство хосписа. Правительству Путин напомнил о создании реестра неналоговых платежей. После вопроса о том, знает ли президент про различные сборы — на капремонт, на образование. Плюс журналист-эколог попросил проследить за работой чиновников в этой сфере. Его в итоге президент позвал на Госсовет по экологии. Также президент проанонсиоровал запуск газа в Крым в ближайшие 2-3 дня. И заявил о необходимости борьбы с алкоголизмом по мотивам событий в Иркутске.

Еще во время общения президент обратился, как минимум к одному классику — "оживил" обстановку, процитировав Александра Грибоедова. Это случилось, когда Владимир Путин понял, что модерирующий общение Дмитрий Песков отдает предпочтение вопросам коллег из кремлевского пула: "Ну как не порадеть родному человечку!". Знаменитая фраза принадлежит герою комедии "Горе от ума" Фамусову.

Почти всегда на больших пресс-конференциях журналистам удавалось задать Владимиру Путину хотя бы один личный вопрос. Удивительно, но на этот раз обошлись практически без личного (если не считать философский вопрос про самую главную ошибку в жизни). Видимо, слишком много серьезных тем ждали мнения президента.