Во Франции — последний день агитации перед вторым туром президентских выборов. Кандидаты провели его в противоположных концах страны. Если Макрон выбрал древний южный Родез, то Ле Пен — северный Реймс, город коронаций и шампанского. В центре Парижа в это время протестовали против обоих, и призывали не голосовать вообще. А президент Олланд пугал французов судьбой ядерного арсенала в ненадежных руках.
В опере на площади Бастилии дают Онегина, но эта публика — не за билетами. Молодежь раздражена тем, кому оказала доверие страна. Манифестация начинается от площади Бастилии. Как правило, у тех, кто здесь собрался, еще нет права голосовать, слишком юны. Но уже есть политические убеждения. Как правило, здесь и те, кто против Макрона, и те, кто против Ле Пен. Картина еще раз дает понять, насколько взвинчена, насколько нервозна обстановка в современной предвыборной Франции. "Я против обоих. Ле Пен расистка. Макрон ультралиберал. За кого голосовать-то?" -возмущается один из протестующих.
Дымовая шашка лишь усиливает степень раздражения. Обстановка все более и более накаленная. Молодежь по-прежнему и на проезжей части, и на тротуарах. Блокировано движение, и здесь, рядом, выстроились сотрудники правоохранительных органов. У каждого из них щиты, каски. Судя по всему, полиция готова к любому варианту развития событий.
Первоначальное "против всех" быстро сменяется антилепеновскими лозунгами. Все отвергают "Национальный фронт". Манифестанты бьют палками по бочкам. Страна помнит, к чему привел студенческий бунт 1968 года. И разочарование молодежи — тревожный сигнал для Франции. Тем более, когда одному из кандидатов постоянно ставят подножки.
В центре Парижа одновременно концерт и манифестация. Еще одна попытка повлиять на настроение избирателей за считанные дни до выборов. Призыв ни в коем случае не допустить прихода к власти Марин Ле Пен. "Нужно сделать все, чтобы остановить крайне правых! Расистскую, ксенофобскую партию, которая рвется к власти!" — кричат манифестанты.
На вопрос, заслуживает ли проект Ле Пен доверия, одна из женщин отвечает: "Проект? Какой проект? Где он, покажите! Закрыть границы — это проект? У нее есть только проект, основанный на насилии. И все".
Продавщица кебабов старается держаться от политики подальше. "Вы здесь потому, что против Ле Пен, верно?" — задаем вопрос. "Нет! Я вообще не выступаю против кого-либо. Я здесь работаю, и только", — отвечает она.
Чтобы убедить таких сомневающихся, в дело идет главный символ страны — Эйфелева башня. Активистам "Гринпис" удалось прикрепить растяжку — тоже против кандидата от национального фронта. Атаки на Ле Пен — одна за другой. В обстановке строжайшей секретности она направилась в Реймский собор, где короновали французских королей. Но мэр города сообщил о ее планах в соцсетях — и посещение легендарного храма испорчено криками протестующих. Выбираться пришлось через боковую дверь. Но политик настроена решительно — и не перестает атаковать соперника.
"Господин Макрон кандидат от элит, он кандидат от олигархии, представляющий интересы частного капитала! Вся его программа нацелена на ухудшение положения людей. И, я думаю, что люди очень разозлены той политической и экономической ситуацией, которая является последствием действий предыдущего правительства, в котором он работал", — говорит Ле Пен.
В свою очередь, Макрон отправился в старинный Родез. И здесь совсем другая картинка — предвыборного обожания. "Я вам желаю, чтобы вы стали нашим президентом!" — говорит один из избирателей. С трудом вырвавшись из толпы поклонников и поклонниц, Макрон снова в своем амплуа — продолжает критиковать экономический блок программы "Нацфронта".
"Госпожа Ле Пен эксплуатирует гнев и ненависть. Я видел ее на заводе в Амьене, она говорит, словно пресс-секретарь пустоты. Она приходит на автостоянку, фотографируется с людьми, говорит: "Со мной все изменится. Мы введем налог на импорт". Но чем она пользуется? Она пользуется тем, что мы не можем решить проблему безработицы в нашей стране", — провозглашает Макрон.
Следя за политическим боксом, Франция одновременно обсуждает, кого получит на ближайшие пять лет в качестве первой леди, или же первого джентльмена. Брижит Макрон с супругом повсюду. Гражданский муж Марин Ле Пен — Луи Алио, вице-президент "Национального фронта", обычно остается в тени. И, возможно, за два дня до голосования на выбор французов повлияет не только программа, но и то, кто находится рядом с будущим президентом.


















































































