Круг НАТО: от холодной войны к холодной войне. Реплика Александра Привалова

В преддверии открывающегося 8 июля саммита НАТО в Варшаве, немецкий журнал Der Spiegel опубликовал статью бывшего госсекретаря немецкого МИДа Вольфганга Ишингера "Парадокс России", где автор рассуждает о том, что должен сделать Запад, чтобы разрешить нынешний кризис в отношениях с Россией.

В преддверии открывающегося 8 июля саммита НАТО в Варшаве, немецкий журнал Der Spiegel опубликовал статью бывшего госсекретаря немецкого МИДа Вольфганга Ишингера "Парадокс России", где автор рассуждает о том, что должен сделать Запад, чтобы разрешить нынешний кризис в отношениях с Россией. Статья, по нынешним временам, вполне к нам благожелательная: мол, не надо слишком уж бряцать оружием; мол, коли уж ЕС дает безвизовый режим туркам и украинцам, так отчего бы в знак стремления к добрососедству не пускать без виз и русских; мол, надо уговорить американцев возобновить диалог с Россией – и так далее.

Впрочем, автор и сам понимает, что следовать его миролюбивым советам Запад отнюдь не намерен, что видно хотя бы из финала статьи. Потому что финал у статьи такой: чтобы смягчить предсказуемую негативную реакцию Москвы на Варшавский саммит, необходимо, чтобы сразу после саммита "высокопоставленный представитель НАТО отправился в Москву с целью предоставления исчерпывающей информации".

Почему же натовцы так уверены в "предсказуемо негативной" реакции Москвы? А потому, что хорошо знают цель Варшавского саммита. Польский министр обороны Мачеревич формулирует ее так: "НАТО изменит отношение к Москве и перейдет от политики, основанной на стремлении "не дразнить Россию", к политике сдерживания".

Мне в этой формуле особенно нравится ее первая часть. Значит, то, что до сих пор делал Североатлантический альянс, вызывалось стремлением не дразнить Россию? Очень интересно. Опытные комментаторы уже вспомнили, что Варшавский саммит состоится лишь на неделю позже 25-летнего юбилея весьма значимого исторического события: 1 июля 1991 года была распущена Организация Варшавского договора. Тогда казалось, что вскоре, буквально со дня на день, начнет двигаться в том же направлении, к самороспуску, и противостоявший ОВД блок – блок НАТО. А как же иначе? Ведь годом раньше в Париже была подписана Хартия для новой Европы, в которой безоговорочно утверждалось, что началась новая эра демократии, мира и единства, что грядет Европа без противостоящих блоков и разделительных линий, и так далее и тому подобное. Однако получилось не так. Североатлантический альянс и не подумал самораспускаться, а наоборот, стал включать в себя страны, прежде состоявшие в ОВД, а там и страны Балтии, прежде входившие в Советский Союз. Зачем это делалось, теперь объяснил нам всем польский министр обороны: исключительно затем, чтобы не дразнить Россию.

При этом разумеется, говорились всякие успокоительные слова. Так, в частности, очень модными были рассуждения на ту тему, что военный аспект блока НАТО все больше отходит на задний план, что альянс становится преимущественно политическим объединением дружественных друг другу стран. Оно бы и чудесно, но именно становясь "преимущественно политическим союзом", НАТО стал применять военную силу против третьих стран.

Впервые такое произошло весной 1999 года, когда начались бомбежки Югославии. В России, как мы помним, эти бомбежки произвели оглушительный эффект – теперь-то понятно почему: потому, что нам никто не потрудился разъяснить, что НАТО бомбит Белград только затем, чтобы не раздразнить Россию. Кабы мы все тут об этом знали, мы бы, наверно, меньше расстраивались. Потом, после Югославии, НАТО стало применять военную силу уже и вне официально заявленной зоны своей ответственности. Казалось бы, где Северная Атлантика и где Афганистан или Ирак? Ничего страшного, процессы у нас нынче все сплошь глобальные, а значит, и Северная Атлантика у нас будет по всему глобусу – и Североатлантический альянс разносит в щепки и Афганистан, и Ирак, и заодно уж Ливию. Итогом военного вмешательства НАТО во всех этих случаях были хаос, фактический распад страны и смена режима. Или, если хотите, смена режима – и хаос с фактическим распадом страны. Все это, как мы теперь понимаем, делалось ровно затем, чтобы не дразнить Россию.

Но Россия, по-видимому, не сумела продемонстрировать натовцам, что в достаточной степени очарована непрестанными усилиями Альянса ее не дразнить. И Альянс на своем Варшавском саммите примет решение перестать ее не дразнить и начать ее сдерживать. Выглядеть это на первых порах будет так — будут размещены новые войска НАТО вблизи российских границ: по дополнительной тысяче военных в прибалтийских странах и в Польше. Будет принят план крупнейшего за постсоветский период увеличения расходов стран-членов НАТО на оборону. Будут (пока весьма осторожно) продолжены разговоры о вступлении в НАТО Швеции и Финляндии. Одним словом, будет сознательно сделан заметный шаг к усилению конфронтации Запада и России. От роспуска Варшавского договора до Варшавского саммита НАТО – двадцать пять лет и почти полный круг, пройденный за это время. Круг от холодной войны к холодной войне.

Удачи вам.