В руках у скрипача-виртуоза Павла Верникова побывала не одна сотня скрипок, но верен он был ей одной – работе мастера Джованни Батиста Гваданини. И вот редкий инструмент, изготовленный 250 лет назад, у маэстро Верникова украли. В поезде, в благополучной, как казалось, Швейцарии.

В руках у скрипача-виртуоза Павла Верникова побывала не одна сотня скрипок, но верен он был ей одной – работе мастера Джованни Батиста Гваданини. И вот редкий инструмент, изготовленный 250 лет назад, у маэстро Верникова украли. В поезде, в благополучной, как казалось, Швейцарии.

"В Женеве в поезд зашла очень большая толпа. Они меня как бы отодвинули плечом, когда проходили. А сзади, видимо, их сообщник снял и убежал, потому что поезд тронулся через две минуты. Видимо, это банда из трех или четырех человек", — рассказал музыкант.

Два года назад в том же поезде музыканта уже обворовывали. Тогда он лишился 200 евро. Теперь потерял полтора миллиона долларов. В такую сумму оценили украденную скрипку.

"Воришки из стран Восточной Европы заполонили все поезда в Европе. И это, конечно, на 90 процентов случайность. Но я не исключаю, что это заказное преступление", — отметил Михаил Перченко, коллекционер и владелец антикварной галереи.

Дмитрий Коган бережно достает свою скрипку. Она — "сестра" той, что украли в Швейцарии. Изготовлена тем же мастером Гваданини. И стоит ничуть не меньше, поэтому Дмитрий искренне удивлен, почему маэстро Верников в одиночку перевозил столь дорогую скрипку.

"Разумеется, эти инструменты находятся под постоянной охраной. Это прописано в контрактах. Принимаются очень жесткие меры безопасности. Я даже часто этому не рад, но, к сожалению, от этого никуда не денешься", — поясняет заслуженный артист России, скрипач Дмитрий Коган.

Госколлекция России насчитывает 285 редких скрипок и виолончелей. Это лучшее в мире собрание шедевров.

Данную скрипку Страдивари стоимостью несколько миллионов долларов похищали дважды. Первый раз ее украл кинозлодей в известном детективе "Визит к Минотавру". Спустя десять лет, под впечатлением от фильма, в музей залез уже настоящий грабитель. Его задержали, инструмент вернули. Теперь он хранится под пуленепробиваемым стеклом и сигнализацией.

Инструменты, а некоторым из них свыше 300 лет, можно услышать и сейчас. Музыканты нередко берут их из Госколлекции на свои концерты.

"Они защищены, когда хранятся. Но когда выдаются под большие гарантии в руки тому или иному исполнителю, делается специальный договор, и в этом принимают участие страховые компании", — рассказал Михаил Брызгалов, генеральный директор Всероссийского музейного объединения имени М.И. Глинки.

Скрипач Михаил Симонян дважды терял скрипки — забывал в общественных местах. И каждый ему их возвращали. Россия — не Швейцария, здесь, говорит Михаил, музыкантов уважают.

"Продать или избавиться от этого инструмента невозможно. Потому что на любом аукционе, конечно, сразу же узнают", — объяснил он.

В полиции Женевы уже пятые сутки идут поиски преступников. С каждым днем шансов отыскать скрипку маэстро Верникова все меньше. Сам скрипач переживает, что воришки по незнанию могли ее просто выкинуть.