Госдума 21 июня рассмотрит во втором чтении законопроект о правилах содержания животных. Он коснется и регулирования деятельности конных клубов. В погоне за прибылью их владельцы часто забывают о безопасности и подвергают риску как самих лошадей, так и тех, кто увлекается конными прогулками.

С наступлением темноты в Москву приходит Средневековье. По центральным улицам разъезжают всадники. Не спеша переходят дорогу, не обращая внимания на светофоры и знаки.

Обязательные остановки — у ночных клубов и баров: предлагают услуги подвыпившей публике.

— Здесь — кружок маленький, вы за тысячу прокатитесь.

Сомневающихся уверяют: лошадь спокойная, не брыкается и не кусается, все под контролем. Но при виде съемочной группы тут же бросают поводья.

— Где вы взяли этих лошадей, девушка?
— Нашла на улице!

Лошади, несмотря на внушительные размеры, животные крайне пугливые. Яркий свет, громкий звук, резкое движение — и животное может рвануть в сторону или ударить копытами. На проезжей части такой маневр — почти стопроцентная гарантия дорожного происшествия.

Но владельцы четвероногих о таких последствиях как-то не задумываются. Катание — хороший и стабильный источник дохода, особенно в парках по выходным. Это Покровское-Стрешнево: лошадей по дорожкам водит пара школьниц, никаких чеков и документов.

— Откуда лошадей возите?
— Со Строгино.
— А что у вас там? Конный клуб, конюшня?
— Конный клуб.
— А по какому адресу?
— Я не знаю, я сегодня первый день работаю.

Малолетние инструкторы и отсутствие каких-либо документов никого, похоже, не смущают — детей смело сажают в седло.

— Уверен именно в этой лошади, потому что я вижу, какое это животное.

Осматриваем лошадей со специалистом. Стремена болтаются — ребенок легко может упасть в любой момент. Сами животные истощенные. Возможно, девушки сознательно не выдают адрес конюшни. Многие конные клубы сегодня выглядят вот так: в Ново-Переделкине лошадей держат в полусгоревшем сарае среди груд строительного мусора. Из сотрудников — дети и один конюх.

— Вы здесь официально работаете?
— Нет. Просто помогаю прихожу.
— Бесплатно?
— Ну, типа того, да.
— Все какие-то доски валяются. Не понимаете меня?
— Не понимаю.

В таких условиях животное долго не протянет.

"Ну, естественно, если они заболеют — никаких ветеринаров им вызывать не будут. Если они "разваливаются" или кормить нечем — то они сдаются на мясо", — говорит волонтер Общества защиты лошадей Ирина Зеркаленкова.

Кстати, в Москве достаточно клубов, где на лошади можно покататься без всякого риска. Многие работают с крупными парками: подготовленный персонал, кассы и билеты, здоровые лошади и страховка.

"Есть гражданская ответственность на машины — ОСАГО, — а есть на лошадей. Она просто подписывается, и это, может быть, конечно, не дает гарантию, но зато ты внутренне спокоен, что сделал все, что мог", — говорит руководитель Городского конного центра Андрей Масловский.

Сейчас в Госдуме обсуждают закон о животных. В нем есть отдельная статья о лошадях. Животных обяжут чипировать, пропишут также правила их содержания. Тогда хозяева уже не смогут сказать "Я — не я, и лошадь не моя".