Опасный хлам: когда закончится беспредел в парках аттракционов?

В Тюмени перевернулся надувной батут с детьми. На Кубани девушка получила травмы головы, катаясь на каруселях. С наступлением весны количество происшествий на аттракционах растет в геометрической прогрессии. Что неудивительно — некоторые парки развлечений напоминают, скорее, свалку рухляди. Есть ли управа на тех, кто подвергает чужие жизни опасности?

От такой карусели голова кругом даже у тех, кто не решился прокатиться — толпы посетителей с детьми едва не стали свидетелями трагедии. На аттракционе погасли огни, людей мотало в разные стороны. Казалось, многотонная конструкция вот-вот рухнет. К счастью, сработала аварийная остановка.

Владельцы передвижной центрифуги лишь отмахнулись: мол, кабинки с людьми раскачал простой сбой электричества.

А в Нижневартовске 20 человек на час буквально зависли на "Орбите" — так называется популярный здесь аттракцион, который работал вообще без документов. Раскачивая рампу и нервы наблюдающих, всё же удалось вернуть людей.

Возвращали и в Калининграде — но не домой, а к жизни. Мужчина и его семилетний сын на полном ходу буквально вылетели из карусели. Оба попали в больницу с тяжёлыми травмами и переломами.

— Сидит девушка, точно так же получила травму. Карусель работает уже достаточно давно в этом парке.

Дать бой аварийным аттракционам готовы в Гостехнадзоре, но не всегда желание совпадает с возможностями.

"В данный момент федеральное законодательство отсутствует и надзор за аттракционной техникой, ее безопасной эксплуатацией осуществляется на региональном уровне. То есть, в Москве это инспекция по надзору за аттракционной техникой ОАТИ, в других регионах задачи возложены и на МЧС, в некоторых субъектах администрация занимается", — объясняет начальник инспекции по надзору за аттракционной техникой ОАТИ г. Москвы Александр Тучин.

За неисправный аттракцион даже штрафуют в каждом регионе по-разному. Например, столичным предпринимателям придётся заплатить всего от одной до пяти тысяч — копейки при том, что средняя цена за билет приближается к отметке в 500 рублей. Техническую часть проверяют частные организации. Инспектор отвечает только за внешнее состояние.

"До меня его проверила специализированная организация", — говорит главный специалист отдела по аттракционам Гостехнадзора г. Москвы Эдуард Казаров.

— А вы как определяете, что он исправен?
— Честно говоря, на слух.

Большинство настроек безопасности делаются при монтаже аттракциона — с ними машина работает до очередной проверки. Каждый день проводят только плановый осмотр — ищут явные неполадки. Насколько качественно — зависит от того, кто отвечает за аттракцион.

— А нужно какой-то инструктаж проходить?
— Нет.
— Вообще не надо?
— Ну, ознакомиться.
— Но это формальность?
— Да.

Тот же парк. При виде проверяющих у смотрителей аттракционов — уже совсем другие ответы.

— Мы изучаем все правила. И, соответственно, постепенно мы развиваемся, чтобы мы могли как универсальные операторы работать на каждом аттракционе.

Для крупных парков развлечений важна репутация — от этого зависит посещаемость. Мелкие предприниматели — привезли, запустили, не окупилось — аттракционы покупают на вторичном рынке.

Мы нашли недорогой вариант. Коррозию и внешние дефекты продавец даже не скрывает.

— Нужна сертификация. Мы не хотим тратиться на сертификацию его. Но он очень немножечко старенький — 2000-х годов каких-то там. Ну, если с учётом какого-то креативного вмешательства — как-нибудь интересно его перекрасить, например.

Впрочем, в скором времени, проблема все же будет решена на законодательном уровне. Новые аттракционы разделят на три категории. Особое внимание — к самым экстремальным. На оформление документов предпринимателям пока дали отсрочку.

"Технический регламент по безопасности аттракционов вступает в силу 18 апреля 2018 года. До вступления в силу правительство России должно будет определиться с органом, который будет осуществлять надзор за выполнением требований данного технического регламента", — говорит заместитель начальника по надзору за аттракционной техникой ОАТИ Александр Долгов.

"У нас в Московской области около восьмиста аттракционов. Проверены из них были практически все, а вот допущены к работе — где-то немного более половины", — говорит заместитель председателя правительства Московской области, министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев.

То, что опасному хламу в парках развлечений стоять осталось недолго, а люди стали больше думать о безопасности и комфорте, понял и бизнес. По стране — сразу несколько масштабных проектов. На ВДНХ установят крупнейшее в Европе колесо обозрения, высота которого составит 140 метров. Один из лучших парков развлечений строят в Калужской области — внешне он напоминает знаменитый Диснейленд, только с новым дизайном и русским колоритом.

Аттракционы нового поколения даже от погоды не зависят — будут работать круглый год, как в строящемся парке развлечений в Нагатинской пойме. Под одной крышей установят мультимедийные комплексы, карусели и даже настоящие американские горки. Всего — около 30 аттракционов, которые и станут образцами технического совершенства и безопасности.

Эта масштабная аттракционная реновация коснётся всех новых парков. Каждую машину тщательно осмотрят и выдадут специальное разрешение. В случае его отсутствия владелец ответит по закону. И формальным подходом здесь не ограничится.