Дождь и политика: оппозиция обвинила столичные власти в затоплении центра Москвы

Сегодня в техническом управлении "Мосводостока" объяснили, с чем может быть связан недавний потоп в центре Москвы в районе Патриарших и Моховой. Картина и правда была впечатляющая.

Сегодня в техническом управлении "Мосводостока" объяснили, с чем может быть связан недавний потоп в центре Москвы в районе Патриарших и Моховой. Картина и правда была впечатляющая.

На Малой Бронной гастарбайтеры спасаются на каменных надолбах. Объясняться "Мосводостоку" пришлось, потому что внимание к этим местам в столице сейчас повышенное. Все они — участники программы "Моя улица", которую любят покритиковать представители так называемой несистемной оппозиции. К ним на днях вдруг присоединилась Рената Литвинова. Ну не нравится этой даме красивые пешеходные зоны с тротуарной плиткой. Ей больше по душе асфальт. Ну, это дело вкуса, конечно.

Наводнение случилось не потому, что, как утверждают критики, при реконструкции забыли про ливневку. Виной тому — строительный мусор, он забил стоки. Его вычистят — это раз. А два — посмотрите на Малую Бронную образца 2014 года. Реконструкцией еще и не пахло, а машины уже плавали. Можно пойти еще дальше. Есть фотографии улицы от 1982 года. Может быть, уже стоит признать, что нет нарушений, воровства, коррупции, а есть просто чрезвычайные ситуации, от которых никуда не деться?

Однако затопило не только тротуары и проезжие части. В Интернете нескончаемым потоком полились обвинения в адрес коммунальщиков и всего московского правительства: дескать, с обязанностями своими не справились и допустили ливневые потоки в самый центр белокаменной. Упражняясь в острословии, горожане сравнивали столицу с Венецией, радовались, что Москва, наконец-то, действительно стала портом пяти морей, и интересовались, сколько будет стоить запарковать лодку на Тверской.

Столичные власти, в свою очередь, заявили, что пятничный дождь для них как снег на голову не свалился. К стихии готовились. Для борьбы с ней город загодя выставил 1100 коммунальщиков, собрал 350 аварийных бригад и выгнал на улицы 200 единиц техники. "Мосводосток" определил более 200 мест возможного скопления воды и закрепил за этими участками своих сотрудников.

"Больше всего затопило те районы, где сейчас ведутся строительные работы по программе "Моя улица". Во время сильных дождей колодцы водостоков мгновенно засорились остатками плитки, строительной упаковки и песком. В проблемных местах постоянно дежурили бригады, которые занимались расчисткой колодцев, но мусора было очень много", — сообщил заместитель начальника технического управления ГУП "Мосводосток" Александр Захаров.

На улицах вода продержалась недолго. Уже к утру вся она благополучно стекла в канализацию. На все упреки в свой адрес коммунальщики приводили в пример простой физический опыт. Если в раковину вылить ведро воды, то моментально в сливное отверстие она не уйдёт. То же самое и с городскими улицами. К слову, в пятницу в городе выпала почти половина месячной нормы осадков.

Хоть Москва – не Петербург, но и здесь наводнения – не редкость. Одно из самых крупных случилось в 1908 году. Горожане и вправду парковали свои лодки на Тверской. Боролась с подтоплениями и советская власть в 1926 и 1931 годах. Небывалые ливни были и летом 1981 года.

"С определенной периодичностью такое в истории Москвы случалось. Единственное, надо сказать, что к этому стали с начала XX века более серьезно готовиться. Создавали соответствующую инфраструктуру, службы, водоотводные сооружения. И, в общем, последствия этих стихийных ударов по отношению к Москве в результате такой работы было минимизировано", — прокомментировал ситуацию историк Вардан Багдасарян.

Как ранее уверял вице-мэр Москвы Пётр Бирюков "нынешняя система ливневой канализации вполне справляется с объемами осадков". А чтобы сделать её более эффективной, то есть рассчитанной и на аномальные погодные условия, можно установить насосные станции, уверен чиновник. Однако для этого пришлось бы сносить в центре исторические здания. На такие крайние меры и власти и жители вряд ли решаться.

Тем не менее, проблемы есть. Так, многие трубы проложили ещё в середине прошлого века, и за столь долгий срок они, естественно, успели засориться. Да и рассчитаны коммуникации изначально были на меньшие объёмы пропуска осадков. Но теперь разом всё взять и поменять, точно не получится.

"Ливневая канализация — это довольно большое сооружение. У нас очень много речек взято в трубы минимальным диаметром три метра. Чтобы их прорыть, это в пять-семь раз дороже, чем то, как сейчас делается в программе "Моя улица", а она довольно дорогая. Но дело даже не только в этом, а в том, что это означает, что улицы будут закрыты надолго: приблизительно нужно три месяца, четыре, то есть дорого и долго", — считает партнер проектной организации "КБ Стрелка" Григорий Ревзин.

И действительно гадают эксперты, стоит ли в очередной раз "зарывать в землю" огромные средства, когда сильные дожди проливаются на Москву раза три в год, а последствия стихии устраняют за считанные часы. Но и сидеть, сложа руки, ожидая очередных сюрпризов с неба, в московском правительстве не намерены. В ближайшие два года на программу ежегодного отведения сточных вод в городском бюджете предусмотрено шесть миллиардов рублей. Первым делом собираются взяться за нарушения, собранные по обращениям граждан. И на всякий случай проведут профилактику всех стоков.