Взорвавший Интернет мальчик Коля помнит подвиг советского народа

Неделя прошла в дискуссиях о 16-летнем мальчике из Нового Уренгоя, которому довелось выступить в Берлине, прямо Бундестаге. Собралась вся политическая элита Германии, включая президента Штайнмайера.

Автор: Дмитрий Киселёв

Неделя прошла в дискуссиях о 16-летнем мальчике из Нового Уренгоя, которому довелось выступить в Берлине, прямо Бундестаге. Собралась вся политическая элита Германии, включая президента Штайнмайера.

Сдержанная немецкая благодарность читалась на лицах высокопоставленных слушателей, когда мальчик рассказал о несчастной судьбе ефрейтора Вермахта по имени Георг Йоханн Рау, плененного под Сталинградом, и посещении близ русского города Копейск могил других солдат гитлеровского Вермахата. При этом мальчик назвал этих солдат "невинно погибшими людьми".

"Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей, многие из которых хотели жить мирно и не желали воевать", — отметил Николай Десятниченко, ученик гимназии №1 Нового Уренгоя.

Русская блогосфера возмутилась, но пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков призвал прекратить "экзальтированную травлю" мальчика. Согласен, зачем травить ребенка. Он и сам — жертва. Оставим мальчика в покое.

Вопрос — в другом. России жизненно нужна абсолютно монолитная позиция по Великой Отечественной войне, и формулируется она просто. На нас вероломно напала фашистская Германия. Мы защищались от агрессора. В тяжелейших боях враг был изгнан. Мы победили и освободили Европу от коричневой чумы. Это стоило 27 миллионов жизней, включая невинно погибших наших солдат и невинно погибших наших мирных жителей. Собственно, так всегда и было. А потом вдруг нам стали предлагать подискутировать на темы типа Ленинград из гуманных соображений нужно был сдать, 28 панфиловцев, мол, не было, а Зоя Космодемьянская – сумасшедшая, Украину и Прибалтику мы якобы оккупировали и теперь должны.

Отсюда и активисты, которые памятники нашим воинам-освободителям там сносят. Это все — части новой, враждебной России постправды. Вот теперь и наших невинно погибших нам предлагают ставить на одну доску с теми, кто пришел с оружием в руках нас убивать — застрелить, сжечь, замучить, уморить, угнать, закопать живьем либо спалить в концлагерных печах. Они хотели уничтожить нас как народ и страну. Но теперь уже гитлеровские солдаты — вроде как тоже "невинно погибшие".

А следующим шагом будет предложение и портреты гитлеровских солдат тоже нести на акции "Бессмертный полк". А что? Пригласить немцев — и общей колонной, чтобы кто-то из них и Георга Йоханна Рау нес, мол, мы все — против войны. И вот оно, примирение. Готовы? Точно нет. Ни на миллиметр.

Мы — за примирение. Но на другой основе. На той, что немецкий фашизм, базой которого была теория расового превосходства, преступен и осужден Нюрнбергским процессом. И на той основе, что иного варианта у советской армии не было, как поубивать тех, кто к нам с войной пришел. И тогда немцы, убитые на нашей земле, были убиты справедливо и правильно, а также все те, кто с ними пришел и стал за них.

Агрессор не оставил нам других вариантов, кроме как убивать его солдат. А невинных во вражеской армии по определению тогда не было, поскольку все они — хотели того или нет — делали общую работу, цель которой — во имя якобы их расового превосходства — жесточайшим образом расправиться с нами, разделаться навсегда, навечно.

Жалко ли их? Да, жалко. Но лишь как тех, чьей жизнью распорядились ложные смыслы. Что же до тезиса о "невинно погибших" солдатах на нашей земле, то его цель — такая трансформация общественного сознания, когда гордость за Победу меняется на чувство вины за содеянное. Вот и все. А немцам, конечно, это нравится. Вроде как все за мир. И тем более когда дети из России приезжают их пожалеть. Нужно ставить наших детей в столь уязвимое положение? Наверное, нет. Нужно нам менять гордость за Победу на чувство вины? Ни в коем случае. Так не меняемся. Это смертельно. А война? Да ужасна война, кто же спорит?

А вот к мальчику стоит вернуться. Безо всякой травли. Просто разобрать случай. Мальчик-то был. И, как все остальные, изучал историю по официально рекомендованному для школ учебнику истории для 10-го класса. Определен как "историко-культурный стандарт". В нем – все: и две мировые войны, и обе революции — с гражданской, и Сталин, и Хрущев, и Брежнев, и Гагарин, и перестройка — с Горбачевым, и распад Союза, и 90-е, вплоть до украинского Майдана и воссоединения Крыма с Россией. Как говорится, в одном флаконе.

О Сталинградской битве — менее полутора страниц. Рассказ начинается с приказа Сталина "Ни шагу назад!" и заградотрядов, получавших право расстреливать отступавших. Уточняется, что отступление продолжалось и после приказа, хотя целью его было самыми жестокими мерами пресечь проявления трусости и дезертирства в наших войсках.

Далее — ровно три строки про дом Павлова. Далее пять строк — про Мамаев курган. Потом — довольно формальное перечисление имен советских военачальников и подготовка контрнаступления. Затем что главный удар мы сначала нанесли по низкобоеспособным румынам, итальянцам и венграм, а потом уже сразу, как в "котле", оказались 330 тысяч вражеских солдат. Немцы кольцо прорвать не смогли и окруженные под Сталинградом страдали от голода, холода и нехватки боеприпасов". А под конец — как в Германии после Сталинграда был объявлен трехдневный траур. Стратегическая инициатива перешла к СССР. Вот, собственно, и все. И — главное — ноль эмоций. Так а что вы от мальчика-то хотите?

Автор: Денис Давыдов

В его комнате есть государственный флаг, а полки ломятся от исторических книг. И от этого еще более странным кажется наделавшее столько шума выступление в Бундестаге.

"Тот солдат, про которого я рассказывал, Георгий Йохан Рау, был священником. Сохранилось одно письмо. Его он написал, что он никого не убивает", — говорит Николай Десятниченко, ученик гимназии №1 Нового Уренгоя.

Подростки, выступавшие в Бундестаге, учатся в непростой школе Нового Уренгоя. Единственная в городе гимназия. Углубленное изучение иностранных языков и истории. О прошлом России гимназистам рассказывают 4 часа в неделю. Стандартная программа отводит в два раза меньше. Но все равно объясняют и про Сталинградскую битву, и про окружение 300-тысячной группировки немцев — Сталинградский котел, который школьник почему-то именует "так называемым".

- "Так называемый" — это словосочетание, как правило, имеет негативную окраску, то есть ты сомневаешься?

- На самом деле разделяю, но так просто написал, как бы для красочности, "так называемый" звучит красивее, — признается подросток.

Неуклюжие фразы многих задели. Интернет взорвался. Родители места себе не находят.

Они не ездили с ним в Германию. Но знают, что в Бундестаге была представительная делегация из России, которая могла подсказать детям правильные формулировки.

"Были представители посольства, представители Министерства обороны", — говорит отец Николая.

"Мне стыдно, что так получилось. Если мой ребенок каким-то образом оскорбил чьи-то чувства, я как мать за него перед этими людьми прошу прощения", — сказала Оксана Десятниченко, мать Николая.

"Любой ребенок имеет право на ошибку. Мы, взрослые, возможно, не имеем права на ошибку. Ответственность за нами. И я не снимаю с себя ответственность", — заявила Екатерина Кашникова, директор гимназии №1.

В гимназию потянулась одна комиссия за другой. Проверка на проверке. Известно, что оплатила поездку на День скорби в Берлин немецкая сторона. Она давала детям биографии солдат Вермахта, по которым нужно было готовить доклад.

"Нам прислали биографии. Мы это все почитали, посмотрели, подумали. Написали сначала один рассказ. Отправили. Они нам сказали, что у вас нет эмоций, мало именно про немцев. Мы переделали", — вспоминает Николай Десятниченко.

Теперь он знает, что такое сила слова. Несколько раз повторяет: если бы все можно было вернуть назад, за него никому не пришлось краснеть. Работа над ошибками и учительницы немецкого. Это она вела переписку с Германией и возила детей в Берлин. К выступлению там напечатали брошюры — с фотографиями солдат и примирительными речами учеников, в которых взрослых почему-то ничего не смутило.

"Захлестнули нас эмоции, наверное. Потому что и начало было хорошее, и окончание — поставлена эта точка, что действительно дети хотели мира", — говорит учитель гимназии Людмила Кононенко.

Почти сто лет здесь стояли два хутора — Большие и Малые Россошки. Стояли до 1942 года, пока немцы не стерли их с лица земли. Теперь здесь мемориальный комплекс. С захоронениями солдат вермахта и списками немцев пропавших без вести в Сталинградской битве. Есть имя Йохана Рау, 20-летнего фашиста, о котором говорил российский школьник в Бундестаге.

В списках пропавших без вести значатся 120 тысяч немецких солдат. Еще 50 тысяч лежат здесь в братских могилах. Первые захоронения были в 1993 году. Буквально в двух шагах, через дорогу, — братские могилы советских солдат. С одной на всех датой смерти — 1942 год. Сталинградская битва.

Идентифицировать погибших советских солдат непросто. Люди суеверные, они редко брали с собой в бой специальные капсулы, где были написаны фамилия, имя, отчество, год рождения. Вот и встречаются на надгробных плитах только сочетания букв. Буквы солдаты писали на своих ложках, кружках, портсигарах.

На русском кладбище погребены около двух тысяч солдат. Главный памятник здесь — скорбящая мать, которая держит над головой колокол. Он никогда не зазвонит — языка нет, безмолвная память.

На улице Мира в городе Волгоград стоит их лицей. Лицей, к слову, математический, но, как дважды два, здесь на отлично знают о том, с кем воевала Родина, какой ценой и кто победил.

"Знания, которые мы им даем, чтобы на ЕГЭ сдать экзамен или поступить в престижный вуз, — это очень хорошо, но знания должны содержать еще нравственную позицию. Важно, чтобы их не могли сдвинуть с этой позиции. Вот чему нужно учить детей", — считает Лариса Тропкина, директор лицея №5 имени Ю. А. Гагарина.

К детям еще приходят ветераны. Писать конспекты не просят, а просто говорят по душам в школьном музее, где с черно-белых фотографий на них смотрят такие же 16-летние, 10 "Б" этой же школы, который в 1941-м сразу после выпускного ушел защищать страну. Ни один не вернулся.

В 1943 году Тамаре Суховерховой было 6 лет. На фронте погиб отец. Мать — с тремя дочерями на руках. Неподалеку на их же улице в деревне Бекетовка стоял лагерь для немецких военнопленных. Пленных нужно было кормить. И их кормили. 92 тысяч сдавшихся немцев. Больных тифом, с дистрофией и вшами. Букет болезней фашисты получили в окружении — командующий группировкой Паулюс не отдавал своим приказ о капитуляции. Советские врачи поставили их на ноги.

Картина "Время прощения" – о загадочной русской душе. Сдавшихся немецких солдат после победы держали в СССР несколько лет. Так, в Сталинграде они восстанавливали разрушенные дома.

"Особый акцент делался на антифашистскую работу и культурно- массовую. Выпускались стенгазеты прямо в лагерях. Были музыкальные коллективы. Клубы снабжались музыкальным инструментами", — рассказал Олег Фирстков, заместитель заведующего отделом музея "Память".

Десятниченко показывают нам фото из семейного альбома. Сыновей регулярно возят по местам боевой славы: Прохоровка, Новороссийск, разумеется, музеи Москвы…

"Для нас День Победы — это великий день. То есть это не пустые слова, для нас это праздник со слезами на глазах", — признается Оксана Десятниченко.

В семье был свой герой-фронтовик. Степан Арсентьевич воевал на Северо-Западном фронте. Заслужил медаль за боевые заслуги. Спустя 75 лет правнук с главным символом победы сфотографировался — на фоне Рейхстага.

"Я всегда хотел съездить посмотреть на Рейхстаг, который штурмовали наши предки, советские войны, хотел увидеть надписи на здании и прикоснуться к ним. Я не забыл этот подвиг советского народа", — говорит Николай Десятниченко.

Для себя он решил: будет больше читать о войне. На каникулах собирается в Волгоград. Его историю пропустили через себя многие. Повод надеяться, что те, кто учит, и те, кто учатся, хорошо усвоили сложный материал.