В Москве прошла конференция, посвященная одаренным детям

В Москве по инициативе уполномоченного по правам человека Москвы прошла Межрегиональная конференция "Одаренные дети: реализация права на всестороннее развитие личности". В ней приняли участие уполномоченные по правам человека и уполномоченные по правам ребенка из 47 субъектов РФ.

В Москве с 30 ноября по 1 декабря по инициативе уполномоченного по правам человека в городе Москве прошла Межрегиональная конференция "Одаренные дети: реализация права на всестороннее развитие личности". В конференции приняли участие уполномоченные по правам человека и уполномоченные по правам ребенка из 47 субъектов РФ.

Конференция проводится с целью определения особого подхода к реализации прав одаренных детей в рамках государственной политики в области выявления, поддержки, развития и защиты талантливых и одаренных детей, раскрытия их интеллектуального, творческого, культурного, духовного потенциалов, социальных и спортивных способностей от раннего возраста до совершеннолетия.

В работе конференции приняли участие уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы Елена Кожемякина, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Игорь Павлов, Митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата владыка Иларион, уполномоченные по правам человека и ребенка Центрального Федерального округа.

Мэр Москвы Сергей Собянин направил приветствие организаторам участникам и гостям межрегиональной конференции "Одаренные дети: реализация права на всестороннее развитие личности". В нем говорится: "Москва уделяет особое внимание тому, чтобы каждый ребенок имел возможность реализовать свои способности и таланты, раскрыться как личность. Сегодня на развитие детской одаренности нацелены все столичные школы, переведенные на единые максимально высокие нормативы финансирования. Открываются инженерные, медицинские и другие профильные классы. Увеличивается число кружков и секций. Все больше школьников участвует в олимпиадном движении, ярко проявляя себя в математике, физике, географии и других предметах. Важно, что развитие детских талантов осуществляется в тесном сотрудничестве с музеями и театрами, парками и вузами столицы. Москва готова делиться опытом в области выявления и поддержки одаренных детей. В то же время нам интересна практика, наработанная в этой сфере в других регионах страны. Убежден, что конференция станет отличной площадкой для обмена мнениями, а высказанные здесь предложения найдут отражения в образовательных, воспитательных и иных программах, представляющих большой интерес для профессионального и родительского сообщества. Желаю вам, уважаемые коллеги, плодотворного общения, благополучия и новых достижений в работе".

В свою очередь уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова отметила: "Права ребенка и права человека неразъединимы друг с другом. Безусловно, мы должны быть рядом и идти вместе бок о бок. Мало когда я говорю об этом, на самом деле 10 лет назад я начала свою работу как раз с одаренными детьми. Лицом к лицу столкнулась с этими вопросами. Да, у них есть способности, те природные дарования, которые они еще не научились понимать, что с ними делать. И здесь очень важно, чтобы грамотный, опытный педагог оказался рядом. Специалист-психолог. Хорошо, если это мама, которая чутко чувствует, что происходит с ее ребенком, но если этого нет. И мы выходим на второй блок проблемы не только сопровождения одаренного ребенка, создания условия для его развития и раскрытия этого таланта, но и на поиск таланта. Если сегодня в ряде регионов речь заходит о том, что сокращается последняя школа, говорить о развитии талантливых детей здесь нужно иначе. Нужно подходить со всех аспектов, учитывая все особенности сегодняшней социально-политической ситуации. И здесь я уверена, что важно привлекать все системы. И вот тот межведомственный характер, который мы отметили, что именно межведомственные проблемы особенно уязвимы. Именно на их пересечении множество детских проблем теряют своего покровителя. Здесь очень важно, чтобы они почувствовали уверенную руку уполномоченных по правам человека, которые сумеют подключить и экспертов, и роль системы образования, безусловно".

Среди ключевых задач конференции – обозначение основных направлений по созданию максимально благоприятных условий для одаренных детей, рассмотрение методических и психологических проблем выявления одаренных детей, определение задачи перед профессиональным сообществом по подготовке учителей, психологов, преподавателей дополнительного образования, способных работать с одаренными и высокомотивированными детьми.

Для их реализации специалисты предлагают целый комплекс мер, в частности, предусмотреть регулярный мониторинг одаренных и высокомотивированных детей для создания каждому ребенку индивидуальных условий личностного развития. При его проведении неукоснительно соблюдать морально-этические нормы и принципы гуманистического проведения диагностик. В рамках системы поддержки талантливых детей — расширить практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся — ученические портфолио при приеме в вузы и другое.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения одаренные дети относятся к "группе риска", поэтому они нуждаются в профессиональном сопровождении педагогов, психологов и других специалистов.

Программа конференции включает в себя пленарное заседание, проведение выездных "круглых столов": "Музейная педагогика: программа для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья" (Центр эстетического воспитания ГМИ имени А. С. Пушкина "Мусейон", "Выявление и психологическое сопровождение одаренных детей, как группы риска" и "Социальная одарённость и участие в волонтерском движении" (Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Воробьевы горы").

В рамках конференции состоялось заседание Координационного Совета Уполномоченных по правам ребенка в Центральном Федеральном округе Российской Федерации. По итогам работы конференции принята резолюция. В ходе конференции рассмотрены наиболее актуальные вопросы, связанные с поддержкой одаренных детей на всех этапах работы с ними, возникающие при этом проблемы, риски и перспективы, в том числе проблемы дополнительного образования, специфики выявления и поддержки одаренных детей в различных областях, опыта работы попечительских советов по поддержке одаренных детей и молодежи. Особое внимание было уделено перспективам участия одаренных детей в проектах Российского движения школьников как возможности их самореализации и профессионального самоопределения.

Участники конференции отметили необходимость последовательно и системно решать поставленные президентом Российской Федерации задачи по формированию общенациональной системы выявления и поддержки одаренных детей, создания эффективной системы образования, обеспечивающей условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

В последние годы работу с одаренными детьми систематизировали. Создан Федеральный реестр одаренных детей, который включает около 7 тысяч имен. Реестр — основа для отбора получателей грантов президента России, проявивших выдающиеся способности и поступивших в вузы на очные отделения. Ежегодно выдается порядка пятисот грантов в размере 20 000 рублей ежемесячно.