Дома, бывшие когда-то для многих семей крепостями, становятся полем боя — с сантехникой, с электропроводкой, с перепланировкой. Источник проблем — каждый квадратный метр: что-то течет, что-то сыпется, что-то искрится. Капитальный ремонт невозможен — большая часть коммуникаций замурована в стены.
Хрущевки, еще не ставшие хрущобами, решили квартирный вопрос для миллионов советских граждан. Совмещенный санузел, ужин в две-три смены из-за крошечной кухни, коридор, где двоим не разойтись — первые восторги быстро поугасли, но новая программа реновации берется их возродить.
"Сейчас идет подготовительная работа, рассматриваются все префектуры, все управы с точки зрения наличия домов 1957-1968 годов строительства. Когда мы выясним мнение жителей, в каждой префектуре начнем работу одновременно", — пояснил Сергей Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики Москвы.
Вопрос о желании участвовать в новой программе сноса и переселения зададут каждому без исключения жителю московских пятиэтажек. Звонок другу, помощь зала — все допускается, насильно выселять никого не будут. Отказники уже есть, как правило, в Центральном административном округе. Но опасения покинуть привычный район безосновательны, по закону это исключено. А новая квартира однозначно будет лучше.
"Сегодня это дома нового поколения, они соответствуют всем нормам по энергоэффективности, по доступности маломобильных групп", — подчеркнул Левкин.
Старость в хрущевке точно не в радость, но и молодым здесь ни дороги, ни почета: коляску оставить негде, о пандусах при строительстве никто даже не думал.
Таких домов по всей Москве осталось около 8 тысяч, в них живут более 1,5 миллиона человек. Больше всего на востоке, юго-востоке и севере столицы. Какие пятиэтажки начнут сносить первыми, станет известно только осенью. Самые очевидные кандидаты на вылет — серии 510, 511, 515 и К7. Эти разваливаются прямо на глазах. "Из всех хрущевок серия К7 самая сложная. Пытались реконструировать, но всегда выходило, что экономически это очень невыгодно", — рассказывает Николай Васильев, руководитель российского отделения Международной рабочей группы по документации и консервации зданий.
Новая программа реновации, в отличие от предыдущей, предусмотрит и возможность получения принципиально другой квартиры. "Мы не исключаем, что часть жителей сносимых домов при переселении захочет улучшить свои жилищные условия за счет покупки дополнительных площадей. Для этих целей в настоящее время рассматриваются варианты льготной ипотеки, но механизм пока не проработан", — сообщил заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Говорят, у домов есть душа. В случае с хрущевками, которые за последние полвека из символов новой жизни и новых надежд превратились в памятники безликой архитектуре и бытовому дискомфорту, эта душа станет еще и бессмертной. Отходы, которые образуются после их сноса, используют для строительства дорог, то есть здания, которые возводили как временные, будут служить городу даже после своего исчезновения.
























































































