Тема:

Судьба Каталонии 4 недели назад

PR-война: Мадрид и Барселона готовятся к генеральному сражению

Парламент Великобритании во втором чтении принял так называемый "Билль об отмене". Этим документом прекращается действие британского Акта о европейских сообществах 1972 года. Это уже как раз что ни на есть Brexit. Также в Великобритании отменяется юрисдикция европейских судов.

Парламент Великобритании во втором чтении принял так называемый "Билль об отмене". Этим документом прекращается действие британского Акта о европейских сообществах 1972 года. Это уже как раз что ни на есть Brexit. Также в Великобритании отменяется юрисдикция европейских судов.

Быть может, опыт Brexit вдохновил и богатую испанскую провинцию Каталонию на свой референдум о независимости. Он назначен на 1 октября. В ответ власти Испании пошли на крайние меры. Правительство угрожает лишить Каталонию автономии, сайт, посвященный референдуму, заблокирован, полиции поручено всячески препятствовать подготовке к референдуму и изымать урны для голосования. Меры — силовые и жёсткие. В типографиях идут обыски.

Главное творческое начинание Антонио Гауди Sagrada Familia — самый известный долгострой в мире. Говорят, что когда храм построят, случится конец света. Дело идет неспешно не только от того, что исключительно на пожертвования, а еще и потому, что в 1936 году многие чертежи сгорели вместе с мастерской Гауди, — спалили безбожники анархисты. Проект независимой Каталонии повторяет судьбу храма: он также держится на энтузиастах, идет без чертежей — на глазок, интуитивно — и сроки его реализации уже много раз переносились.

О том, как отделиться от Испании, в Каталонии начали думать уже на следующий день после того, как 11 сентября 1714 года пала Барселона и королевство Арагон перешло под власть Мадрида. Сепаратистские настроения то спадали, то усиливались. Нынешний приступ пришелся на конец "нулевых". 11 сентября стало не просто днем, когда каталонцы заявляют о себе, — мы есть, как нация и культура – теперь — новый акцент: мы не Испания. На референдуме 1 октября эти люди скажут независимости "да".

"Мы будем жить гораздо лучше. Культурно, экономически все будет лучше. Сейчас все, что мы делаем, — это платим, платим и платим, а то, что они делают, — это оскорбляют нашу культуру", — считают каталонцы.

Видимо, нужно быть местным, чтобы почувствовать культурную ущемленность: испанский язык в муниципальных школах преподают как иностранный — местной молодежи легче общаться на "каталане", в то время как люди постарше абсолютно билингвальны.

Очевиднее конфликт финансовых интересов центра и автономии-донора: миллиарды — в государственный бюджет, а обратно — несколько сотен миллионов. Да, Каталония на общем фоне богата, но и в ней есть бедные, которым объясняют: ваши проблемы оттого, что нас грабят. Сепаратизм питается социальными противоречиями.

"Если бы Мадрид дал нам немного больше денег, этого бы не происходило, но Мадрид не хочет. Например, баски, которые больше всего сражались за свободу, сейчас уже не сражаются. Они подписали соглашение много лет назад, у них намного больше денег. В этом вся проблема", — уверены каталонцы.

Госпожа Мартинез — депутат каталонского парламента от ультралевой Podemos — села на место, только когда собрала испанские флаги, оставленные вместо себя коллегами из "Народной партии".

Представители правящей в стране (но оппозиционной в Каталонии) силы не пожелали обсуждать закон о "переходном периоде" — эту временную Конституцию, которая должна вступить в силу после референдума и которая была написана и принята левонационалистическим большинством парламента. Каталонские власти не сомневаются в том, что закон пригодится: по ее расчетам идею отделение от Испании поддержат 80%. Но есть те, кто считает эту цифру сильно завышенной.

"Общество разделено. Это абсолютно точно. Как минимум, в Барселоне. Люди удаляют друзей в соцсетях, перестают общаться просто потому, что думают по-разному: одни — за независимость, другие — против. Раньше было не так, были одни друзья — более каталонцы, другие — более испанцы, но никогда не доходило до такой степени разделения", — отметила адвокат Каталина Ровира.

Что греха таить, именно хорошо образованная, экономически успешная часть каталонцев, скорее, против независимости, чем за. Даже мэр Барселоны Ада Колау — даром, что из ультралевой Podemos — тоже против — отказывается предоставить помещения для голосования. Но юрист сеньор Рокка Феррер — хозяин крупной юридической конторы – все-таки выходит из своего офиса, чтобы поговорить с русскими о том, что он бы поостерегся обсуждать в присутствии земляков.

"10-15 лет назад правительство Каталонии было более лояльным, стремилось к конкретным привилегиям, а потом случилось то, про что не любят рассказывать. Всплыли несколько коррупционных дел, в которых были замешаны члены каталонского правительства. Очень важные и очень большие дела. Перед возможностью судов эти политики нашли объяснение, что на самом деле нас преследуют не за то, что мы украли, а за то, что мы каталонцы и Мадрид хочет нас за это наказать. Исторически намного интереснее быть жертвой, чем палачом. Многие люди приняли эту идею и начали выходить на улицу", — сказал Феррер.

Это мнение разделяют все ведущие СМИ Испании. Действительно, в делах о коррупции и мошенничестве фигурировали двое бывших премьеров автономии: вдохновитель каталонского сепаратизма Жорди Пуйоль был уличен в хранении денег на офшорных счетах, лишен всех привилегий и пенсии; продолжателя его дела Артура Маса обвинили в том, что он брал три процента "отката" с каждого строительного контракта. Дело это пока продолжения не получило. Мас был крупно оштрафован и лишен права в течение двух лет занимать государственные посты только за попытку в 2014-м организовать похожий референдум о независимости. Так что точка зрения, что все это — искусственно раздутый компромат на сепаратистов, конечно, тоже имеет право на существование.

Между Мадридом и Барселоной — PR-война, и 11 сентября для сторонников независимости было как генеральное сражение.

Барселону не удивить миллионными демонстрациями, но на этот раз власти постарались выйти на максимум. Дать картинку. Показать всему миру, мнение какого количества людей Мадрид собрался игнорировать

Для центра все это — источник бесконечного кошмара. В Испании не так много доходных автономий, и каждая сейчас смотрит на Каталонию: Балеарские острова и совсем далекие Канары, самое страшное — могут снова проснуться баски, которых еле-еле утихомирили. Симпатии Евросоюза на стороне Мадрида: не хватало, чтобы парад суверенитетов шагнул за границы Испании, а там есть куда: Мадейра, Корсика, Ломбардия и Венето.

Председатель Еврокомиссии Юнкер подтвердил: в случае чего Каталонию вышвырнут из Евросоюза, выгонят из Шенгена, отберут у нее все рыночные квоты. Может быть очень больно для туристической отрасли и всей экспортно-ориентированной экономики региона. Но нет, как-нибудь проживем.

После августовских терактов король Филипп и премьер Рахой — в Барселоне: вся Испания переживает за вас, в сложные времена надо быть вместе. Но уговоры не действуют. Тогда включается Конституционный суд — в 2014-м это сработало — он признает референдум неконституционным и отменяет закон о переходном периоде.

"Все эти меры направлены на то, чтобы прекратить празднования незаконного референдума. Он ударит по суверенитету нашей страны, он сотрет с лица земли те 40 лет демократической жизни, когда мы все жили дружно вместе. Все это закончится с отделением Каталонии", — заявил премьер-министр Испании Мариано Рахой.

Центр грозит применить 155-ю статью Конституции, которая позволяет ввести в автономии внешнее управление и применить силу для подавления мятежа, — на улицах городка Биела замечены первые солдаты и техника. Генеральная прокуратура рассылает повестки главам 712 каталонских муниципалитетов, поддержавших референдум, и грозит арестом в случае неявки. Но для сепаратистов, которые хранят печальную память о режиме Франко, это как красная тряпка для быка. В Таррагоне, на арене для корриды, нынешний премьер Каталонии Карлес Пучдемонт отвечает Мадриду.

"Они постоянно говорили нам, что мы не можем этого сделать. Теперь эти же люди говорят, что мы не проголосуем 1 октября. Как вы думаете, что мы будем делать 1 октября? Голосовать!" – заявил Пучдемонт.

Их намерение перенести День Каталонии с 11 сентября на новую дату выглядит, как никогда, убедительно. Что-то еще, конечно, может помешать голосованию, но в этом случае попытки сбежать от Испании будут гарантировано продолжены. Кажется, сегодня есть все основания для пари: что раньше будет построено, независимая Каталония или Sagrada Familia?