Наиболее уязвимая категория граждан в условиях сложившейся экономической ситуации — заемщики валютных ипотечных кредитов. Это более 30 тысяч семей. Многие не справляются с возросшими суммами ежемесячных выплат.
Малышей еще даже не было в планах, когда семья Зейвальд решилась на ипотеку. Рублевый кредит на покупку крошечной однокомнатной квартиры банк не одобрил, — рассказывает Светлана. А вот в долларах — пожалуйста. 71 тысячу на 15 лет. Платили исправно, даже с опережением. Отдавали всю зарплату мужа. Но в итоге долг только вырос. Брали когда доллар стоил 26 рублей. А сейчас он — за 60! Получается, в пересчете на рубли после девяти лет оплаты семье остается заплатить за свою квартиру даже больше, чем они брали в 2006-ом.
Как помочь семье Зейвальд и другим, оказавшимся в такой ситуации, сейчас решает правительство. Минстрою и агентству по ипотечному жилищному кредитованию уже поручили разработать конкретные механизмы.
У главы АИЖК Александра Семеняки — собственная формула компромисса. Банк и заемщик должны потерять примерно поровну.
В правительстве при этом рассчитывают, что банкиры тоже будут людьми — и выкручивать руки клиентам не станут. Если банк категорически не идет на компромисс, то письменный отказ, полученный от менеджера, готовы принять в Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию. Там будут собирать данные по каждому случаю, чтобы потом обсудить в правительстве, действительно ли банкиры сделали все возможное. От них также попросят финансовую статистику, сколько кредитов удалось реструктурировать.
На экстренный случай у государства резервы есть — 4,5 миллиарда рублей. Деньги — для поддержки ипотечников, прежде всего тех, у кого купленная в кредит квартира — единственное жилье. Механизм сейчас прорабатывается. Но в любом случае, заемщику не стоит сидеть, сложа руки: платить все равно придется. "Человек должен обратиться в банк. Банк ему поменяет график платежа на ближайшие 12 месяцев. Потому что программа нацелена, прежде всего, на помощь тем, у кого платеж в результате того, что человека перевели на неполный рабочий день или кто-то из супругов потерял работу, в результате платеж относительно семейного дохода стал превышать 50%. Задача — снизить платеж до уровня, так скажем, 30% от семейного дохода и реструктурировать кредит, — объясняет Александр Семеняка.- По такому кредиту у банка возникает риск, связанный с реструктуризацией. Вот этот риск будет застрахован. То есть, таким образом, если заемщик через 12 месяцев не найдет работу, и банк снова понесет убытки, то эти убытки будут компенсированы страховой компанией ИЖК.
Долларовая ипотека уже уходит в прошлое, а вот рублевая ни в коем случае не должна. Сейчас в России запускают антикризисную программу субсидирования процентных ставок. На это выделят 20 миллиардов рублей.
Получать эти ипотечные кредиты, как пояснил глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень, смогут только те семьи, которые приобретают жилье на первичном рынке, это принципиальный момент. Ну, и, конечно, речь идет только о жилье экономкласса. Максимальная процентная ставка будет 13%. Антикризисная программа должна заработать в полную силу уже в ближайшие два месяца.





















































































