Фонд Роберто Лонги привез в Москву из Флоренции "Мальчика, укушенного ящерицей" Микеланджело Меризи да Караваджо. А к нему — 29 картин европейских художников, на которых повлиял знаменитый итальянский живописец. Пушкинский музей добавил 20 полотен из своей коллекции, и вышел международный проект "Караваджо и последователи": о влиянии художника на мировое искусство, и о том, кто вернул имя Караваджо из небытия. Ведь, еще сто лет назад, он считался "второсортным" художником. О смелости и прозорливости искусствоведа, коллекционера Роберто Лонги, о буйном характере Караваджо, о строгих требованиях к музеям, что просят у Фонда старинные полотна — Мина Грегори, президент Фонда Лонги.
- Спасибо Вам за картины, которые привезли из Флоренции, из Фонда Роберто Лонги, они почти всегда гарантируют очереди в музей.
- Этот феномен на самом деле несложно объяснить. Потому что коллекция Роберто Лонги, действительно, собрана очень внимательно, очень тщательно. И, более того, она отражает определенный этап развития истории искусства, искусствоведения как такового. Потому что именно Роберто Лонги и начал заниматься изучением тех, кого называл художниками реальности, живописцами реальности. Прежде всего, конечно, Караваджо, но и других художников начала 17 века. И далее его внимание привлекала связь этого этапа развития живописи с живописью уже более современной. И, поскольку эта часть коллекции очень хорошо, очень тщательно проработана, естественно, везде, где Фонд Лонги участвует, выставка привлекает большое внимание.
- Как недавно в Париже, где проходила очередная выставка с картинами из собрания Фонда?
- Да, безусловно. Париж для нас очень важный город, поскольку помимо занятий старыми мастерами, Роберто Лонги был очень внимателен к тому, что происходило в современном искусстве, и, в частности, в новейших течениях живописи, которые как раз в Париже, Париж был их центром.
- Вы предоставили работы Караваджо и его последователей. А каким критериям должны отвечать музеи, культурные институции, с которыми Фонд соглашается сотрудничать? Вы же наверняка не всем соглашаетесь давать картины европейских живописцев XIV-XX веков, что были собраны знаменитым исследователем искусств и теперь хранятся в Фонде его имени.
- Разумеется, мы, в первую очередь, смотрим на то учереждение, с которым нам предстоит сотрудничать, то, которое выступает гарантом сохранности наших работ. И, конечно же, мы смотрим на, собственно, те гарантии, которые нам дают. Обычно, когда картина путешествует, ей необходимо специальное вооруженное сопровождение, целый ряд мер предосторожности. И особенно, когда путешествие длинное. Такое, например, как из Италии — в Россию.
Музей изобразительных искусств имени Пушкина не вызывает у нас никаких нареканий. Это очень уважаемый музей, с безупречной репутацией. Три года назад устроивший мощную выставку с 11-ю полотнами Караваджо. Многие из картин, оказавшихся тогда в Москве, до этого редко или даже ни разу не покидали пределы Италии.
Кроме того, гарантией для нас является имя Президента Пушкинского — Ирины Антоновой, профессионала, пользующегося большим уважением во всем мире. Да и как можно было не согласиться принять участие в таком эксперименте?! Российско-итальянская выставка, где картины из собрания нашего флорентийского Фонда и из коллекции вашего музея. Где "местом силы" станет привезенный нами "Мальчик, укушенный ящерицей", а остальные работы художников из разных стран, оказавшихся под влиянием Караваджо, покажут то, как повлиял знаменитый художник на мировое искусство. Тридцать картин из Фонда Роберто Лонги, двадцать — из Пушкинского музея.
- Марина Лошак, директор Пушкинского музея сказала, что эта выставка не только о шедеврах, но и о смелости ученого, о прозорливости человека, который вернул из забвения не одного художника, в том числе — Караваджо.
- Действительно, Роберто Лонги отмечала не только смелость, но и необычайная прозорливость. Он сумел предвидеть целый ряд художественных событий, художественных явлений, которые происходили, в том числе, и в современном искусстве той эпохи — это десятые годы 20-го века, когда, как раз в Париже, активно развивается новое живописное течение. И благодаря Роберто Лонги многие из этих идей, многие из этих подходов принесли свои плоды в Италии.
Постоянным элементом работы и творческой жизни Лонги было умение предвосхитить то, что другие еще не видят. Его знаменитый метод — "верь своим глазам". Надо изучать само произведение, призывал ученый, а не документы, не теоретические концепции, не историко-культурный контекст. "Ведь, если произведение искусства живет самостоятельной жизнью — а, надо полагать, что так оно и есть, оно само поведает о наиболее важном", — говорил этот выдающийся историк искусств, имя которого знают не только специалисты, но и рядовые итальянцы. Его статьи всегда вызывали общественный резонанс. А потрясающие лекции, которые он читал в Римском университете, вышли в свет отдельной книгой под названием "Краткая, но правдивая история искусства".
Он восстановил справедливость по отношению ко многим художникам, но главной темой для Роберто Лонги всегда оставался Караваджо, которого он действительно вернул из забвения многолетним изучением его произведений, включением в их перечень новых, что приписывались другим художникам, и, наоборот — исключил работы, которые ему на самом деле не принадлежали.
Караваджо был человеком с очень непростой судьбой. И это касалось не только его художественных решений, скажем так, его творчества.
Огромные проблемы ему доставлял вспыльчивый характер, очень сложный характер, из-за которого он ссорился с людьми, вступал в конфликты, попадал в различные неприятные ситуации, в передряги, в тюрьму. Это особенно ярко проявилось в период его пребывания в Риме, откуда ему, в конце концов, пришлось бежать. "Мальчик, укушенный ящерицей" — одна из самых интересных работ Караваджо, по мнению многих. Я желаю тем, кто придет в Пушкинский музей, на выставку "Караваджо и последователи", испытать на себе "метод Лонги" — поверить своим глазам, и убедиться в гении и художника и его исследователя.