В Москве застройщик снес здание-мемориал Первой мировой войны

В Москве строительная компания "Мортон" уничтожила госпиталь Красного Креста на Красноказарменной улице. Это стало полной неожиданностью, поскольку здание считается мемориалом Первой мировой войны.

В Москве строительная компания "Мортон" уничтожила госпиталь Красного Креста на Красноказарменной улице. Это стало полной неожиданностью, поскольку здание считается мемориалом Первой мировой войны. В свое время его посещал император Николай Второй с супругой и детьми. Госпиталь готовились признать памятником архитектуры, однако не успели. Теперь на месте госпиталя – руины.

В эти выходные на стройке затишье. А в прошлые, несмотря на День города, здесь вовсю работали. Компания "Мортон" спешила снести госпиталь времен Первой мировой, пока здание не признали памятником архитектуры. На месте комплекса зданий, построенных в 1914 году для Красного Креста, груда битого кирпича, сломанные доски и бетонная пыль.

Для Андрея Римского-Корсакова это личная потеря. Его бабушка, Софья Голицына, работала сестрой милосердия в поезде Красного Креста. В таких поездах раненых привозили и сюда, в Лефортово, в центральный распределительный госпиталь. Через него, скорее всего, прошел и еще один родственник Андрея — Дмитрий Римский-Корсаков — русский офицер, получивший в бою контузию.

"Обидно, когда разрушают памятники, – тем более, тех времен. Вряд ли у нас много зданий, где есть мемориальная доска, связанная с Первой мировой войной", — говорит Андрей Римский-Корсаков.

Снесенный госпиталь на Красноказарменной такой таблички явно заслуживал. И не только потому, что здесь спасли тысячи жизней. В качестве сестер милосердия за солдатами здесь ухаживали императрица Александра Федоровна и ее дочери. Великая княгиня Елизавета ходила молиться в госпитальный храм. Сам Николай Второй вручал здесь Георгиевские кресты отличившимся.

После революции здание национализировали и отдали военным. А совсем недавно участок вместе со зданиями приобрела строительная компании "Мортон". Руководитель компании сразу заявил, что бывший госпиталь — просто развалина. По мнению директора по информационной политике группы компаний "Мортон" Игоря Ладычука, ни одно из этих строений ни памятником культуры, ни памятником архитектуры не является и соответствующей ценностью не обладает.

Ценностью для застройщика, очевидно, обладает только земельный участок, на котором решено построить шесть высоток бизнес-класса. Квартиры в ЖК с амбициозным названием "Петр Первый" уже начали продавать, а госпитальные корпуса по-прежнему мешали стройке. В начале сентября их спешно стали готовить к сносу — буквально потрошить. Разрушили интерьеры госпитального храма, сбили с фасада символику Красного Креста.

Активисты попытались было спасти здание. Московское отделение ВООПИК подало в Департамент Культурного наследия Москвы заявку на постановку корпусов под охрану в качестве памятника истории и культуры. Чиновники предписали остановить работы до решения вопроса с охранным статусом. Однако застройщик предписаниям не внял. Комментирует Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы: "Во время празднования Дня города здание, обладающее признаками объекта культурного наследия, было снесено. Департамент считает этот случай вопиющим нарушением законодательства о культурном наследии".

Здание так спешили уничтожить, что не потрудились даже получить разрешение на снос в ОАТИ. По словам Андрея Кривошеева, начальника Отдела по контролю за местами производства работ объединения административно-технических инспекций города Москвы, ордер на организацию строительной площадки с целью организации работ по сносу здания не оформлялся.

Возбуждено дело об административном правонарушении. Но застройщику штраф — что слону дробина. Штраф в три раза меньше стоимости самой дешевой квартиры в строящемся комплексе. Впрочем, в Обществе охраны памятников отказываются считать этот бой полностью проигранным. И хотя сейчас стройплощадка выглядит апокалиптично, на самом деле, многие элементы построек уцелели. Остались подвалы, остались некоторые части первого этажа. Активисты намерены добиваться постановки госпитальных корпусов под государственную охрану как объекта культурного наследия и восстановления их за счет компании "Мортон".

Добровольное восстановление исторического здания, как считают в ВООПик, мог бы стать символом того, что московские девелоперы научились ценить что-то еще, кроме квадратных метров.