В Москве важный политический день. В Кремле продолжаются переговоры лидеров стран Евразийского экономического союза. А ранее здесь прошел саммит ОДКБ, члены которой поддержали позицию России по Сирии и выразили солидарность с Москвой в истории с атакой турецких ВВС на российский бомбардировщик.

Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заявили о солидарности и поддержке позиции России в ситуации со сбитым Турцией Су-24. На саммите в Кремле 21 декабря 2015 года — череда принципиально важных заявлений.

Путин на встречу лидеров стран ОДКБ идет вместе с Сергеем Шойгу. "Безопасность" — ключевое слово в названии организации. Ситуация на границах стран, входящих в Договор о коллективной безопасности, близка к полной дестабилизации — Афганистан, Сирия, мощная активизация террористов. Огромное число проблем обсуждают по понятным причинам за закрытыми дверями. В открытой протокольной части лидеры весьма немногословны.

"Продолжим обмен мнениями о текущей ситуации в мире и насущных международных проблемах", — предлагает Путин.

Но в итоговом заявлении стран ОДКБ сказано многое: организация выступает за формирование широкой антитеррористической коалиции на основе устава ООН и принципов международного права. Фактически Казахстаном, Беларусью, Арменией, Таджикистаном и Киргизией поддержана позиция России. Солидарность с Россией страны ОДКБ выразили и в связи с турецкой атакой на российский самолет. Заявление по этому поводу обнародовал президент Армении, именно Армения сейчас председательствует в ОДКБ.

"Данный шаг Турции никак не способствует консолидации международных усилий, направленных на противодействие терроризма, урегулирование ситуации с Сирией и восстановлению мира в регионе. Мы, как союзники России, выражаем солидарность и поддержку позиции Москвы по этому инциденту", — заявил президент Армении Серж Саргсян.

В нынешней международной ситуации силовой потенциал стран ОДКБ будет укрепляться, его боеготовность повышаться. После саммита ОДКБ — небольшая передышка перед еще одним саммитом.

"На обед всех приглашаю. На обед", — как гостеприимный хозяин произносит Владимир Путин.

"На заслуженный обед", — тут же уточняет президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

Все, кроме президента Таджикистана, остались для участия в заседании высшего Евразийского экономического совета.

"У нас какой-то напряженный получился сегодня день, — отметил президент Белоруссии Александр Лукашенко. – Думали, заседание будет простым, а оно оказалось не простым, но очень продуктивным. Мы обсудили все вопросы тактического и стратегического характера".

Евразийский экономический союз, в который входят Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия и Армения, подводит итоги первого года работы.

"Настрой отличный", — признается Виктор Христенко.

"Проблемы надо решать", — улыбается вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов.

Первый год Евразийского экономического союза был очень непростым — мировую экономику снова мощно трясет, на странах Евразийского союза это не может не сказываться. Но, сближаясь, государства более уверенно вместе проходят через испытания.

"Мы продолжаем работу по сближению наших правил, и таможенного регулирования, и технического регулирования, и по другим проблемам. Все это не может не давать позитивного эффекта. Уверен, что, если бы у нас не было всего того, о чем вы договаривались раньше и в рамках чего мы работаем сегодня, то удар по нашим экономикам был бы гораздо больше, чем сегодня", — отметил президент России Владимир Путин.

"Мы провели первый непростой год Евразийского экономического союза. Попали в такой кризис. И мы это знали, что будут такие издержки. Все равно, я считаю, что правильно мы сделали. Мы должны двигаться дальше. И, наверное, на Высшем совете мы должны говорить о том, как Евразийский союз развивать дальше в условиях, когда там создается Трансатлантическая, здесь Транстихоокеанская", — подчеркивает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Президент Назарбаев имеет в виду формирование торговых проамериканских мегаблоков. Результатом кулуарных переговоров, которые проводили США с другими странами, стало заявление о создании Транстихоокеанского партнерства. Туда не позвали ни Китай, ни Россию. Многие страны заявляют об угрозе фрагментации мировой экономики.

Лидеров Евразийского союза волнует и другой вопрос — Украина. С 1 января 2016 года начинает действовать зона свободной торговли Украины с Евросоюзом. Россия решила защищать свои рынки, что делать остальным? Ведь у Евразийского союза единое таможенное пространство. А переговоры с Евросоюзом ни к чему не приводят.

"Есть опасения, что и разговора больше не будет до 1 января. Да уже и времени нет: у них же все на каникулы уходят, а потом мы следом за ними. Поэтому может сложиться ситуация, когда товар Украины будет замещен товаром Евросоюза на Украине, а их товар хлынет на нашу территорию", — пояснил президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

По словам Лукашенко, в течение первых месяцев нового года они будут мониторить ситуацию с украинскими товарами на территории Евразийского союза, а затем примут окончательные решения.