О суррогатных деньгах, альтернативной валюте и экономических расчетах в отдельно взятой деревне говорили в среду в Егорьевском городском суде. Там слушали дело о так называемых колионах — выпуск собственной наличности наладил местный предприниматель Михаил Шляпников. Что можно оплатить такими купюрами, и почему прокуратура настаивает на их запрете?
Посевная в разгаре но фермер Шляпников — не на грядках, а в зале суда. Обвиняется местной прокуратурой в том, что, не спросив разрешения у Центробанка, запустил в оборот собственную валюту.
"Судят не меня, судят мои долговые расписки — обычные долговые расписки, которые тысячу лет применялись, применяются и будут применяться. Просто мы для них придумали такую необычную форму, и она вызвала некое возбуждение", — поясняет в интервью программе "Вести-Москва" Михаил Шляпников.
По названию деревни, где живет фермер, игрушечная валюта получила имя "колионы". Это обычные бумажки, напечатанные в фирме по изготовлению визиток. Курс стабильный: пять денежных знаков равняются ведру картошки, 50 можно обменять на упитанного гуся. К цене на золото и нефть купюры не привязаны.
"Как инфляция может съесть гуся? Вообще, что такое инфляция? Падение денег — так? Но у него-то "колион" не падает", — подчеркивает житель деревни Юрцово Юрий Бажинов.
Прокуратура считает: эти действия угрожают устойчивости рубля и подрывают финансовую мощь России. Фермер не согласен: придуманная им валюта только по форме напоминает деньги, по сути же купюрами нельзя расплатиться в магазине, выдать зарплату, погасить кредит. Их обладатель может только получить определенную услугу.
"Я пример приведу. Меня старуха попросила наколоть дров, пообещала мне бутылку водки. Я наколол, выпил. Бабка получила результат, я получил удовольствие. Сейчас прокуратура видит в этом подрыв устоев", — отмечает Михаил Шляпников.
Обвинение требует документально оформлять такие сделки и расплачиваться исключительно рублями, хотя альтернатива наличным существует уже давно.
"Это бонусы, мили, баллы, подарочные сертификаты, скидки. В городе это считается нормой а в деревне почему-то всегда вызывает интерес и ажиотаж", — признает местный житель.
Сегодняшнее заседание по делу фермера — это в некотором смысле прощупывание почвы. Пока недостаточно ни свидетелей, ни доказательств его вины. Стороны встретятся еще раз через две недели.
