Ночной ларек уходит в прошлое: московские власти наведут порядок в палаточном бизнесе

В Москве в ближайшее время появятся палатки нового образца. Торговые палатки приведут к единому стандарту, а порядок и места размещения будут строго регламентированы. Прежний палаточный бизнес, широко распространенный в столице еще с девяностых, уходит в прошлое.

В Москве в ближайшее время появятся палатки нового образца. Торговые палатки приведут к единому стандарту, а порядок и места размещения будут строго регламентированы. Прежний палаточный бизнес, широко распространенный в столице еще с девяностых, уходит в прошлое.

Ночной ларек в Москве — это уже субкультура. Здесь живут и работают по своим правилам. Несмотря на строгий запрет на торговлю сигаретами и алкоголем в нестационарных торговых объектах, здесь можно купить все. На контрольную закупку съемочная группа отправилась специально после 23:00. Объявление "контрольной закупки", сотрудники полиции. Хозяин клянется, что это недоразумение. Раньше такого продавцы себе не позволяли. Бизнесмен прекрасно понимает: любой штраф он вернет, просто повысив цены на продукты — накинув по рублю.

Так повелось с девяностых: ларек — это что-то полукриминальное. Автор песни "Ночной ларек" Алексей Кортнев — эту песню написал под впечатлением от увиденного под окнами палаточного городка у метро "Ленинский проспект". Там продавались джинсы и обувь, и примерять товар надо было на картонке, подложенной под босые ноги. В те годы палаточный бизнес существовал по законам джунглей. В столице конкуренты расстреливали друг друга из гранатометов.

Сегодня в Москве более восьми тысяч нестационарных торговых объектов. Менее 5% из них — действительно индивидуальные предприниматели. Есть "печать" и "мороженное". Но большинство — акулы ларечного бизнеса из прошлого десятилетия, например, у "Дилинг-сити" более 400 объектов, у "Данвесты" — 142, "Мобилайн" — 119. Эти компании, как правило, ничем больше и не занимаются, кроме как сдачей в аренду, и прекрасно себя чувствуют. При том, что пересдавать торговые павильоны строго запрещено.

По договорам аренды бизнесмены должны городу более полутора миллиардов рублей. Хотя рынок субаренды ларьков в Москве исчисляется десятками миллиардов. Съемочная группа решила взять в аренду палатку — небольшую, 12 квадратных метров — как раз возле метро "Ленинский проспект". Нашли единственный свободный павильон. Соседи — "Дары Армении". Риэлтор Рафик обещает, что "тут никто не тронет". Прикрываясь малым бизнесом, Рафик не скрывает: у всех этих палаток — один хозяин.

Первоначальный аукцион на аренду торговых рядов площадью 560 квадратных метров выиграло ООО "Промсервис". За три года городу они заплатили 580 тысяч рублей: получается, за квадратный метр — 29 рублей. То есть павильон площадью двенадцать квадратных метров обошелся "Промсервису" в триста сорок пять рублей в месяц. А дальше началась безудержная субаренда. Десятки посредников, и на выходе — уже совсем другая цена. Рафик предложил его за 70 тысяч.

В подарок он оставил чей-то уже опечатанный и зарегистрированный кассовый аппарат. В таких условиях выйти на рынок действительно малому бизнесу невозможно. Просто не потянет. Московские власти собираются радикально изменить правила игры: если раньше город выделял землю под строительство торговой точки, теперь отдаст готовые, полностью оборудованные павильоны. Но, несмотря на все нарушения, досрочно разрывать аренду с нынешними, пусть и недобросовестными предпринимателями, власти Москвы не будут. Просто перестанут продлевать договоры.