Красногорская "Кущевка". Реплика Андрея Норкина


Сергей Фадеичев/ТАСС

Третий день одной из главных тем новостей остается ЧП в подмосковном Красногорске. Объясняется это не масштабом преступления (убиты четыре человека), не статусом жертв и даже не тем, что убийцу, фамилия и приметы которого стали известны практически сразу же после преступления, все еще ищут.

Третий день одной из главных тем новостей остается ЧП в подмосковном Красногорске. Мне кажется, что объясняется это не масштабом преступления (убиты четыре человека), не статусом жертв (двое из погибших были высокопоставленными чиновниками районного уровня) и даже не тем, что убийцу, фамилия и приметы которого стали известны практически сразу же после преступления, все еще ищут.

Громкое эхо стрельбы в Красногорске объясняется тем, что мы получили очередной "привет" из нашего недавнего прошлого. Тех самых "лихих девяностых", о которых так много говорят и пишут в социальных сетях. Одни — с ностальгией, а другие – с содроганием, потому что именно тогда мы с вами были свидетелями подобных способов ведения бизнеса, подобной манеры решения проблем, подобного наплевательского отношения к закону, вытесненному бандитскими "понятиями". Тогда, в девяностых, пожалуй, впервые так тесно и так, если хотите, плодотворно, проникали друг в друга, срастались в единое целое власть и криминал. И сегодня мы получили подтверждение того, что ситуация не изменилась.

Амиран Георгадзе, оказывается, в городе был всем хорошо известен. И как бизнесмен, осуществляющий престижные строительные проекты и возглавляющий местный Торгово-промышленный союз, и как общественный деятель, член политсовета "Единой России", и как меценат, и т.д. А в это "так далее" входят известность Георгадзе как одного из лидеров местной криминальной группировки, известность как человека, причастного к преступному бизнесу по торговле поддельным алкоголем и организации казино, известность как человека, поддерживающего приятельские отношения с целым рядом высокопоставленных местных чиновников. То есть, об этом в Красногорском районе, оказывается, знали все. Так же, как все помнили и о том, что убитый Георгадзе заместитель главы района Юрий Караулов несколько лет назад проходил по уголовному делу о махинациях с земельными участками.

А что стало известно всем практически сразу после устроенной Георгадзе бойни? То, что его водителя, пронесшего в административное здание целый арсенал, никто и не думал проверить на входе. То, что сам преступник пришел требовать от чиновников выполнения своего условия – выплаты 20 миллионов долларов за согласие выйти из строительного бизнеса. То, что расправившись с двумя своими обидчиками, он отправился устраивать засаду уже на главу Красногорского района. Когда, напомню, и убил случайного свидетеля. Наконец, что после всех этих убийств Георгадзе направился в один из своих домов, в котором застрелил четвертого человека, собственного бизнес-партнера, также не выполнившего финансовых обязательств. Почему сотрудники администрации сразу не позвонили в полицию? Они ведь видели, кто вошел в кабинет, в котором через несколько минут остались лишь два трупа. А если позвонили сразу, почему полиция тут же не взяла под наблюдение дома Георгадзе? Не потому ли, что все всё знали, все были друг с другом повязаны?

И тогда возникает вопрос. Чем же случившееся в Красногорске отличается от трагических событий в станице Кущевская? Да, по сути – ничем. Тогда был Краснодарский край, теперь – Подмосковье. Богатое, соблазнительное, стремительно развивающееся, инновационное Подмосковье, разделенное на миниатюрные удельные княжества, правят которыми непонятные люди с темным прошлым и не менее темными приятелями-партнерами. Вы думаете, Красногорск – это исключение? Разочарую вас, но это не так. Это – правило. Вам не потребуется много времени для того, чтобы просмотреть ленты новостей и увидеть, что и в других районах Московской области существуют те же проблемы. Криминальный бизнес пользуется поддержкой коррумпированной власти в своих начинаниях. И, наоборот, коррумпированная власть ищет контакта с криминальным бизнесом.

Конечно, иногда случаются накладки. Деловые конфликты, которые и решают по понятийной шкале ценностей. И самое ужасное то, что это становится нормой. Я был поражен, услышав в эфире одной из негосударственных радиостанций следующий комментарий представителя девелоперской компании. Он, конечно, решительно осудил факт преступления, но потом сказал, что проблемы во взаимоотношениях с местными администрациями часто бывают очень непростыми. Ставят чиновники "палки в колеса", а "мы же – бизнесмены, мы должны получать прибыль". Поэтому иногда, редко, но бывает, когда необходимо построить микрорайон без предусмотренной школы или детского садика…

То есть, эти ущербные, уродливые, но взаимовыгодные договоренности выполняют в моем любимом Подмосковье роль закона. Стоит ли тогда удивляться постоянным скандалам, связанным с нецелевым использованием земель? Да что там, а где гарантия того, что возведенный таким административно-предпринимательским синдикатом высотный жилой дом не развалится через пару лет? Потому что при строительстве были нарушены нормы безопасности. Потому что кому-то было нужно "получить прибыль"?

Нынешний губернатор Московской области Андрей Воробьев представляется мне человеком, который способен на решительные поступки. Говорю об этом, потому что за последние месяцы глава региона устроил несколько стремительных набегов на различные подмосковные города. В том числе те, в которых живу я, мои родственники и мои друзья. Не скажу, что за этими инспекциями последовали массовые кадровые чистки (хотя кое-кто свои насиженные места потерял), но результаты очевидны. Где-то в нормальном режиме заработали больница и поликлиника, где-то воплотили в реальность мечту о новой дороге, где-то решили "квартирный вопрос" для дошкольного детского учреждения.

Но Красногорск выявил проблему качественно иного уровня. И решить ее можно только одним способом – огнем и мечом! Разрубая узлы сращивания власти и преступности, выжигая очаги обитания криминальных бизнесменов и их коррумпированных покровителей и партнеров. Справится ли с этой задачей губернатор Подмосковья? Очень бы хотелось, чтобы справился.

Потому что нельзя стать могущественной, великой, блистающей на мировой арене державой, но ходить при этом в грязном исподнем. Потому что, пока наши дипломаты и военные наглядно демонстрируют всем, как изменилась, как окрепла наша страна, должен быть еще кто-то в тылу. Тот, кто не брезгует грязной работой по наведению чистоты в собственном доме, районе, области. В конце концов, никому не приходит в голову принижать героический статус Геракла за то, что он вычистил Авгиевы конюшни. Вот такой очистительный поток нам и нужен.