Тема:

Российско-турецкие отношения 7 месяцев назад

Борьба с ИГИЛ: Запад сводит конфликт государств к войне слов

Россия выслушала Турцию. Сергей Лавров встретился с турецким коллегой в Белграде. И это первый прямой контакт между странам на таком высоком уровне с момента атаки на российский бомбардировщик. Именно турецкая сторона настойчиво добивалась диалога.

Россия выслушала Турцию. Сергей Лавров встретился с турецким коллегой в Белграде. И это первый прямой контакт между странам на таком высоком уровне с момента атаки на российский бомбардировщик. Именно турецкая сторона настойчиво добивалась диалога. Соглашаясь, Лавров подчеркивал, что хочет, наконец, услышать что-то новое от Анкары, но, судя по всему, так и не услышал. Хотя для многих двойная игра Турции в регионе стала очевидной.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу во главе своей внушительной делегации неразговорчив и мрачен. Бросив журналистам лишь одно слово — "привет", направляется на переговоры с главой российского МИД Сергеем Лавровым. Ни единого кадра даже протокольной съемки, двери сразу закрывают.

Это первый контакт такого уровня после атаки турецких ВВС на российский бомбардировщик. Этой встречи турецкому министру иностранных дел пришлось добиваться. Лавров после переговоров с госсекретарем Керри, главой европейской дипломатии Могерини, генсеком Совета Европы Ягландом, сербским президентом Николичем, который заявил о серьезной ошибке Анкары, согласился уделить время турецкому коллеге.

"Мы хотим понять, что наши турецкие партнеры, так настоятельно добивающиеся встречи, могут сказать сверх того, что они уже наговорили публично. Будет печально, если ничего нового мы не услышим", — сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Наговорили и о сбитом Су-24, и об обвинениях в адрес Турции в торговле нефтью ИГИЛ. Анкара называет их клеветой. Россия оперирует фактами.

"О том, что нефть с захваченных игиловцами месторождений в Сирии и Ираке течет за границу, в частности, в Турцию, мы неоднократно говорили публично, и факты, которые подтверждают эти обстоятельства, будут формально предъявлены, в том числе в ООН и всем заинтересованным странам", — пообещал Лавров.

Закрывать глаза на очевидную двойную игру Турции — своего союзника по НАТО — Западу все сложнее. Правда, из ответа на вопрос корреспондента ВГТРК стало ясно, что в Госдепартаменте до последнего предпочитают посильнее зажмуриться.

- На кадрах российского Минобороны тысячи грузовиков с нефтью направляются в сторону Турции. Турцию обвиняют в том, что она покупает, транспортирует и перерабатывает нефть ИГИЛ. Как вы это прокомментируете?

"Мы видели эти сообщения, но не видели фотографии, — отвечает официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер. — Мы полностью отвергаем предположения, что турецкое правительство сотрудничает с ИГИЛ (запрещена в РФ)по контрабанде нефти через свою границу. И мы, честно говоря, не видели ни одного доказательства, ни единого".

— То есть вы подразумеваете, что эти российские разведывательные кадры не точны?

"Я не видел их, не могу судить, но мне говорили, что на них не так уж много и показано", — говорит Марк Тонер.

Невидимые для Госдепа сотни автоцистерн бесконтрольно курсируют с территории ИГИЛ в Турцию аж по трем маршрутам. Их путь заканчивается в турецких нефтеналивных портах и НПЗ. Топливо приносит террористам миллионы долларов прибыли.

"В этот преступный бизнес вовлечено высшее политическое руководство страны — президент Эрдоган и его семья, — утверждает заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов. — Мы неоднократно говорили об опасности заигрывания с террористами. Это все равно, что подливать масла в огонь. Пожар из одной страны может переброситься на другие. В регионе действует единая команда бандитов и турецких элит по краже нефти у соседей. Эта нефть в огромном количестве, в промышленном масштабе по живым нефтепроводам из тысяч бензовозов поступает на территорию Турции".

Такой объем фото- и видеоматериалов с российских спутников и беспилотников, похоже, застал врасплох. Подробнее об этом — начальник главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ Сергей Рудской: "Террористы устроили целые нефтяные озера в песке. Фотография одного из районов, расположенного недалеко от Ракки представлена. После загрузки нефтью автоколонны из восточных районов Сирии следуют к границе с Турцией, приграничному населенному пункту, и там ожидают своей очереди. В конечном итоге значительная часть перебрасываемой из восточных районах Сирии нефти поступает на крупный нефтеперерабатывающий завод Батман, расположенный на территории Турции, в 100 километрах от сирийской границы".

Промышленный масштаб, с которым Турция скупает и перерабатывает нефть, добытую террористами, тоже будто ускользнул от всевидящего ока американской разведки и внешнеполитического ведомства. Масштабную торговлю углеводородами пытаются представить бизнесом мелких контрабандистов.

- А вы можете подтвердить, что нефть ИГИЛ в принципе появляется на турецком рынке?

"Да, могу, — говорит Марк Тонер. — Но это меня бы не удивило, ведь десятилетиями в тех местах идет контрабандная торговля нефтью. Все работают с Турцией, чтобы обезопасить эту границу, но это тяжелая задача в этом регионе. Местность там гористая".

Впрочем, оправдания существования 100-километровой дыры в границе Турции и Сирии уже не работают. "На мой взгляд, да, совершенно бесспорно то, что нефтяные потоки, которыми располагает ИГИЛ, могут течь только в одну сторону — в сторону турецкой границы, — говорит бывший спецпредставитель МИД Франции в России, бывший министр обороны Франции Жан-Пьер Шевенман. — Я думаю, что Турция несет свою долю ответственности в развитии уже на протяжении практически 10 лет "Исламского государства" во взятии под контроль большей части территории Сирии".

О том, что границу нужно, наконец, закрыть, в Париже говорили Путин и Обама. Косвенные подтверждения, что в Вашингтоне все знают и понимают, появились еще в сентябре. Американское министерство финансов ввело санкции против 15 человек — контрабандистов нефти. Граждан Турции среди них нет, но в документе особо отмечено, что преступники орудовали на турецко-сирийской границе.

Цитата из блога WSJ Джонатан Шанцер, бывший аналитик министерства финансов США по противодействию финансирования терроризма: "Подобные упоминания подкрепляют мнение, что Турции принадлежит центральная роль в финансировании ИГИЛ. Такие негативные упоминания союзника по НАТО, со стороны (американской) исполнительной власти — редкость: Они отражают растущее разочарование американских чиновников. Бесчисленные двусторонние переговоры ни к чему не привели".

Среди экспертов стало популярным мнение, что Турцию вообще стоит исключить из альянса НАТО. В своих заметках о брифинге в российском Минобороны многие западные СМИ предпочли ставить слово доказательства в кавычки, списывая все на войну слов между Москвой и Анкарой. Проблема, однако, в том, что данные объективного контроля не подпадают под категорию "верю — не верю".