Всекитайское собрание народных представителей приняло давно обсуждаемый закон о национальной безопасности. Его формулировки позволяют государственным институтам значительно расширить контроль над такими областями жизни общества как общение посредством электронных средств связи, а также упрощает доступ спецслужб к закрытой информации компаний, в том числе, зарубежных, включая личные данные сотрудников и сведения, представляющие коммерческую тайну.
В парламенте необходимость расширения полномочий спецслужб объяснили заботой об интересах государственной безопасности, ситуация с которыми в последнее время "значительно обострилась". Фактически, парламентарии при голосовании повторили тезисы председателя КНР Си Цзиньпина, неоднократно заявлявшего, что интересы национальной безопасности Китая распространяются на такие сферы, как культура, политика, армия, экономика, а также технологический комплекс и окружающую среду.
"Мы продолжим следовать путем мирного развития, но мы абсолютно не собираемся поступаться нашими законными правами или жертвовать ключевыми интересами страны", — заявила видная представительница Компартии Китая (КПК) Жень Шуна, выступая перед журналистами после принятия закона.
Расширение и без того значительных полномочий спецслужб беспокоит правозащитников, которые уверены, что пострадают от этого, в первую очередь, простые люди, личная жизнь которых теперь почти целиком зависит от государственного аппарата, точнее, от прихотей его сотрудников. Однако беспокойство высказывает и частный сектор: согласно новому закону сотрудники госбезопасности теперь могут получить сведения, представляющие коммерческую тайну по упрощенной процедуре.
"Хороший закон о безопасности должен прописывать, на кого и по какому основанию он распространяется, но в нем ничего этого нет, — уверяет юрист и бывший профессор Восточно-Китайского Университета. – Технически этот закон ужасен, так как его очень трудно применить к конкретным людям или компаниям".
Расплывчатые формулировки закона создают почву для злоупотреблений и делают его скорее идеологическим, чем юридическим документом. В настоящее время в Китае уже действуют ограничения на деятельность иностранных информационных компаний: на территории Китая полностью заблокированы Facebook, Twitter и Instagram, а поисковик Google работает через специальный фильтр, разработанный специально для китайских пользователей.
Большинство социальных сетей имеют свои китайские аналоги, которые зарегистрированы в Китае и подчиняются китайскому законодательству, блокируя разнообразные запросы по указанию властей. Желающие могут обходить защиту через специальные платные приложения, однако в последние годы, с приходом нового председателя борьба с такими приложениями усилилась. Согласно последним поправкам, у приложения, не зарегистрированного в специальной общегосударственной базе, может быть без предупреждения отозвана лицензия. Кроме того, компании, предоставляющие подобные услуги, обязали предупреждать пользователей о финансовых рисках, на которые они идут, устанавливая незарегистрированные приложения.


























































































