Тема:

Антипиратский закон 5 лет назад

Из тени или в подполье: в России определены два пути для пиратских трекеров

В России впервые навсегда заблокированы несколько крупнейших сайтов с пиратским контентом. Пока только решением суда, оно еще должно вступить в силу. Впрочем, как показывает практика, пользователи уже знают, как обходить блокировку.

В России впервые навсегда заблокированы несколько крупнейших сайтов с пиратским контентом. Пока только решением суда, оно еще должно вступить в силу. Впрочем, как показывает практика, пользователи уже знают, как обходить блокировку. Одновременно владельцы ресурсов создают так называемые "зеркала" и продолжают размещать все те же пиратские фильмы и музыку на страницах с другим доменом. Будет ли действительно полная блокировка подобных сайтов эффективной?

Сотни игр и программ, тысячи фильмов, сотни тысяч музыкальных треков. И все это бесплатно! С таким счастьем и на свободе они были довольно долго. Но теперь, впервые в России, крупнейшие порталы по взаимообмену приговорили к так называемой "вечной блокировке". Это, кстати, не фигура речи. Если решение суда не изменится после всех обжалований, о доступе к сайтам можно будет забыть – юридической процедуры его восстановить не существует.

В списке выбывших почти весь топ-10 популярных трекеров. Rutor.org – больше 23 миллионов посетителей в месяц. За ним kinozal.tv. Там фильмы незаконно скачивали 19 миллионов человек ежемесячно. Замыкает тройку bobfilm.net с почти 15 миллионами клиентов за тот же срок.

"Это абсолютно адекватная мера. Любой сайт, который желает избежать блокировки на постоянной основе, имеет, как минимум, месяца 3 в своем распоряжении, чтобы либо начать работать легально, либо прекратить нарушать права", — отмечает генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов.

Такие радикальные меры в арсенале суда появились в мае 2015 года. До того антипиратский закон действовал только в отношении фильмов. А сами порталы, после удаления незаконного контента, из черного списка убирали. Эффективность, мягко говоря, хромала.

К моменту ужесточения санкций, правообладатели подготовили список из семисот с лишним сайтов, которые стоило бы закрыть насовсем. Вот только теперь та самая эффективность может стать слишком хорошей. Ведь на блокируемых трекерах много легального контента, авторы которого теряют площадки для распространения. Получается, перед законом все правообладатели равны, но крупные компании "равнее".

"Необходимо декриминализировать свободный файлообмен, то есть – вывести из-под уголовного кодекса возможность пользователям на некоммерческой основе обмениваться знаниями, информацией, произведениями. Второй момент – это, конечно, расширение понятий "свободных лицензий", — считает руководитель общественной организации "Роскомсвобода" Артем Козлюк.

О чем-то похожем задумались и в Роскомнадзоре, когда Национальная федерация музыкальной индустрии пригрозила закрыть крупнейший российский обменник – RuTracker. Это при том, что, по признанию самих чиновников, все предписания ведомства портал выполняет на сто процентов. Но и этого недостаточно. Права одной только НМФИ, в которую входят гиганты, вроде Sony Music или Universal, простираются на пять миллионов песен.

"Было бы неправильно подать сигнал рынку, что мы блокируем и тех, кто готов сотрудничать. RuTracker стремился к сотрудничеству. Но его, несмотря ни на что все равно заблокировали. Поэтому мы посчитали необходимым, своим долгом, попросить правообладателей, чтобы они не торопились с подачей иска", — подчеркивает пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.

Но как раз правообладатели оказались, в данном случае, не самой договороспособной стороной. И иск все-таки подали. Правда, поспеет ли правосудие за прогрессом – еще вопрос. Уже заблокированные сайты до сих пор успешно работают, просто с другими адресами, куда перенаправляют пользователя автоматически. Да и сама блокировка действует только для российского IP-адреса, скрыть который может сейчас любой студент.

"Есть технология так называемых "зеркал", когда весь сайт со всем его содержимым – видеороликами, текстами и так далее – за несколько минут переезжает на другой адрес. Есть еще специальные сервисы, так называемые "анонимайзеры", которые позволяют обходить запреты, которые даже установлены внутри компании, например, заходить на те или иные сайты, а тем более – решение суда", — добавляет медиа-эксперт Антон Коробков-Землянский.

Другое дело, что при всей бесплатности контента, альтруизмом в администрациях торрент-трекеров страдают немногие. Каждый такой портал – это большие доходы от рекламы. Клиентами, по данным Минкомсвязи, там числятся, например, Ford, Gillette и Microsoft. Даже слухи о возможной блокировке сразу уменьшают прибыль.

К январю в музиндустрии собираются судиться уже с двумя сотнями интернет-обменников. А рекламодателям отправили список из пяти тысяч нежелательных порталов. Так что скоро тем, кто дает прибежище пиратам, придется решать, куда идти: из тени, как RuTracker, или в подполье – без доходов и с непрерывной генерацией сайтов-двойников. К сожалению или нет, но последних едва ли будет много.