Федеральная налоговая служба и Следственный комитет согласовали поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. Уже полгода шли споры о том, как возбуждать дела о неуплате налогов: надо ли согласовывать их с ФНС или нет. Наконец налоговики и следователи пришли к компромиссу.
Федеральная налоговая служба по поручению президента подготовила поправки, которые касаются расследования уголовных дел по экономическим преступлениям.
В прошлом году законопроект был принят в первом чтении и вызвал большой резонанс в бизнес-среде. Предполагалось, что следователям вернут право возбуждать уголовные дела самостоятельно, без материалов налоговой службы. Теперь Следственный Комитет, узнав об экономическом преступлении, должен будет запросить у налоговой соответствующую справку и в обязательном порядке получить информацию, в том числе — была ли проведена выездная проверка и получен ли акт налоговой службы.
"Мы получили от президента России очень ясный сигнал, что нужно найти компромиссную форму участия налоговиков в процедуре возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям, — поясняет Александр Шохин, президент Российского Союза промышленников и предпринимателей. — Сейчас компромисс найден. Теперь следователи перед тем, как возбудить уголовное дело по налоговым преступлениям, должны запрашивать информацию у налоговиков. Причем они должны давать им свой вариант расчета неуплаченного налога, пеней, штрафов. Налоговая служба будет проверять корректность этого расчета".
В деловых кругах этот шаг сочли компромиссом в пользу бизнеса. Так считает глава "Сбербанка России" Герман Греф. Эту же точку зрения разделяет и уполномоченный по правам бизнесмена в России Борис Титов, и бывший министр финансов России Алексей Кудрин.
"Это тот уровень компромисса, который позволяет налоговой иметь свое слово при возбуждении дел, — говорит Борис Титов, уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Сочи. – Это самое главное. Второе – тем, кто нарушил налоговый кодекс, получают шанс деятельного раскаяния".
"Именно налоговая служба добавляет критическую массу оснований, отвечает на вопрос: они есть или нет? – рассуждает Алексей Кудрин, декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. – Это позволит продолжать расследование. В случае, если налоговая служба высказалась против, сделать это будет значительно сложнее. Тогда нужно будет искать какие-то другие причины, которые не связаны только с уплатой налогов".
Бизнес опасается, что новые поправки создадут почву для роста коррупции и количества "заказных" дел. Чиновники хотят закрыть и эту брешь: предприниматель всегда сможет доплатить налоги и спать спокойно.
"Если налогоплательщик, совершив деяние, квалифицируемое статьями 198 и 199 Уголовного кодекса, будет готов заплатить сумму налога, а также пени и штрафы, которые причитаются ему по закону, то ему может быть предоставлена возможность избежать уголовного преследования в случае решения следователя", — поясняет Михаил Мишустин, руководитель Федеральной налоговой службы.
Эксперты считают: для того, чтобы новые поправки заработали, нужно, чтобы Следственный комитет, МВД и налоговая служба наладили самое тесное взаимодействие. В случае принятия изменений в закон его эффективность покажет только правоприменительная практика.




















































































