Начинается важнейшая дискуссия о будущем повороте государственной политики в налоговой сфере. И очень важно, чтобы это была именно дискуссия. Чтобы выдвигались и оценивались разные варианты, чтобы предъявлялись и выслушивались разные аргументы. Потому что если не спорить о налогах, тогда вообще спорить не о чем, и само понятие "политика" надо отменять.
Все на свете так называемые "политические проблемы" прямо или чуть косвенно растут всего из двух вопросов — с кого и сколько собирать налогов, и как собранные деньги распределять.
Итак, налоги. Правительство обсуждает серьезное повышение налоговой нагрузки и на бизнес и на население. С будущего года возможно введение налога с продаж, с 2016 года – плоской шкалы при уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования. С 2018 года могут вырасти ставки НДС и налога на доходы физических лиц (то есть будет не 13%, а больше). Возможны и иные шаги в ту же сторону.
Решения повысить налоги пока нет, но судя по свежему интервью министра финансов Силуанова, оно уже практически неизбежно. Силуанов говорит так: денег не хватает, надо или снижать госрасходы, или повышать налоги. А раз снижать расходы правительство не готово, то сами понимаете… По-моему, возможна и совсем другая точка зрения. Причем с самого начала другая: по-моему, казна вовсе не страдает от нехватки денег. И бюджет фактически профицитен (и ведь это при стагнации!), и госдолг несуразно мал. Но это отдельный спор, в который мы сейчас вдаваться не будем.
В конце концов, даже если нужда в деньгах и не очень остра, Минфин все равно обязан говорить о снижении расходов и об увеличении сборов – работа у него такая. И эти речи надо, повторю, крайне внимательно обсуждать.
Начнем со снижения расходов. Расходы расходам рознь. Затраты бюджета на зарплаты бюджетников, или на дотации Пенсионному фонду, или на оборону – снижать и вправду либо не хочется, либо нельзя. Но ведь есть и другие траты, которые снизить и можно – и хочется. Во всяком случае, многим хочется. Почему бы, прежде всего, не умерить пыл по части финансирования чужих экономик через идущее до сих пор пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния?
В создавшейся сегодня геополитической ситуации это пополнение совсем не кажется осмысленным, но и без геополитики: сколько можно отдавать деньги на Запад под грошовый процент и тут же занимать на Западе деньги под процент вполне ощутимый? А ведь это немалые деньги: в прошлом году в один только ФНБ вложено почти 300 миллиардов рублей. А ведь введение налога с продаж, о котором говорит Силуанов, должно, по идее, дать 200 миллиардов рублей в год. Стоит ли вынимать еще и эту сумму с отечественного рынка вместо того, чтобы не запихивать в полтора раза больше в чужие и непривлекательные облигации?
Надо понимать очень ясно: налоги нам сейчас повышать нельзя. Не нежелательно, а именно нельзя. Нет на свете таких мудрецов, которые экономическую стагнацию лечат повышением налогов – повышением налогов ее можно только перевести в кризис. Еще и еще раз: подождите драть с экономики очередную шкуру – разберитесь с тем, что уже у вас в закромах.
Про бывший Стабфонд не хотите разговаривать – ладно. Посмотрим в другие углы тех же закромов. Вот, скажем, Сбербанк. Принадлежит государству. В прошлом году его чистая прибыль составила 362 миллиардов рублей. Можно узнать, зачем ему такая прибыль? Когда немеряную прибыль показывает "Газпром". Там хоть можно поговорить про инвестиционные проекты, а Сбербанку столько зачем? И ведь кредит-то в России самый дорогой в цивилизованном мире…
Или вот только что вычитал в "Эксперте": Фонд ЖКХ (тоже вполне государственный) не успевает, не хочет, не может – не важно сейчас, словом – не распределяет полностью все отпускаемые ему бюджетные средства. В результате за пять последних лет Фонд "заработал" на процентах по депозитам 33 миллиарда рублей. И ведь это во многих госкомпаниях так. А теперь представьте себе, сколько всего денег казна напрасно, без реальной необходимости выкачивает из экономики и раскладывает про запас по разным углам? Считать устанешь. А нам опять говорят: налоги повышать надо, еще больше выкачивать…
Налоговая реформа начала 2000-х была успешна – она навела порядок и стабилизировала бюджет. Теперь нужна новая налоговая реформа, рассчитанная уже не на стабилизацию, а на рост, модернизацию, развитие инициативы. Сегодняшняя налоговая система дестимулирует всякое сколько-нибудь сложное производство, и ее, конечно, надо менять. Вопрос только – как? Вот нам недавно радостно сообщили, что сборы ЕСН и налога на доходы физических лиц в этом году превысили налоговые сборы от сырьевых отраслей. Чему тут радоваться? Это плохо, а не хорошо для роста. Сырье должно быть донором, а не рецепиентом, пусть и относительным. Это и следует обсуждать.