Родители московских школьников, которые находятся на домашнем обучении, требуют компенсировать им расходы на образование. Полтора десятка семей готовят коллективный иск к школам. На каждого ученика положено до 120 тысяч рублей в год, и до недавних пор проблем с выплатами не было. С чем связана их отмена и каковы шансы все-таки получить эти деньги?

Когда они заходят в класс, кажется, что они как минимум повторили подвиг Ломоносова. Но за знаниями каждый день они ходят не из Холмогор, а из соседней комнаты. На семейном обучении в семье Уткиных уже несколько поколений. Мама им — и директор, и завуч, и классный руководитель.

Они осваивают всю программу дома, а потом идут в школу сдавать экзамены. По такой схеме сейчас обучаются почти 1200 школьников.

"Для меня это возможность реализовать свое право учить и воспитывать детей так, как я считаю нужным, а не так, как считают нужным посторонние мне люди или Департамент образования", — подчеркивает руководитель общественного движения "Семейное образование" Маргарита Макаревич.

Кто-то просто нанимает репетиторов, но большинство мам предпочитают самостоятельно грызть гранит науки вместе с детьми. Они посвящают этому все свое время и считают, что такая работа тоже должна оплачиваться. И выплаты такие до прошлого года были, но теперь в Департаменте образования платить отказываются, ссылаясь на вновь принятый федеральный закон об образовании.

"К полномочиям органов исполнительной власти субъектов относится финансирование получения образования в государственных организациях, муниципальных общеобразовательных учреждениях и у частных негосударственных организаций, но только у тех, которые имеют аккредитацию. То есть никакого финансирования получения образования в семье к полномочиям не отнесено", — объясняет заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования Москвы Надежда Васильева.

А вот юристы с чиновниками не согласны и обвиняют чуть ли не в нарушении Основного закона страны.

"Если норматив финансирования для первоклассников — 85 тысяч в год, это значит, что этот норматив финансирования должен идти и в школу, и в семью, если человек обучается в семье. Иначе будет неравенство. У нас государство поддерживает все формы образования, а не только тех, кто ходит в школу. Поэтому по сути получается, что нарушается Конституция", — высказывает мнение юрист Олег Овчаров.

Расим тоже учится на дому. Его мама Екатерина бросила работу, потому что считала, что обучение по стандартам для ее сына губительно. В школе ему грозило быть троечником. Теперь на ежегодных аттестациях он показывает неожиданные результаты.

"Преподаватель, который аттестует его в школе, очень попросила меня о том, чтобы ни в коем случае ребенка не отдавала в школу", — рассказывает в интервью программе "Вести-Москва" Екатерина.

С тем, что компенсация их семье положена, согласилась и Фемида. Екатерина — одна из немногих, кто решился судиться с Департаментом образования.

"Судья постановил, что действительно законодательством предусмотрена выплата за обучение ребенка, даже при том, что нет договора со школой", — продолжает Екатерина Алиева.

Сумма компенсации — примерно 80 тысяч рублей в год. Этих денег не хватит даже на оплату услуг репетиторов. Но многие родители все равно готовят коллективные иски и собираются продолжать обучать детей самостоятельно.