Образовательные кластеры: когда слияние не значит поглощение

Читать Вести в MAX
На смену детским садам и школам в столице приходят образовательные кластеры. Новые комплексы выгодны и с экономической, и с педагогической точки зрения. Однако некоторые родители опасаются, что модернизация разрушит систему работы как с одаренными детьми, так и с ребятами с особенностями развития.

На смену детским садам и школам в столице приходят образовательные кластеры. Новые комплексы выгодны не только с экономической, но, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Большая школа становится по-настоящему многопрофильной. Однако некоторые родители всерьез опасаются, что такая модернизация разрушит систему работы как с одаренными детьми, так и с ребятами с особенностями развития.

Слияние — это не всегда поглощение. Школа №1010 и лицей №1560 объединились на взаимовыгодных условиях.

"Мы можем проводить совместные мероприятия, викторины, участвовать в олимпиадах. Дети посещают открытые уроки между корпусами", — отмечает учитель географии школы №1010 Надежда Потапова.

В этом образовательном комплексе теперь 17 зданий, включая детские сады, 4,5 тысячи детей и бюджет почти в 500 млн рублей. Пропорционально возросло и количество профилирующих предметов.

"Сегодня наш большой образовательный комплекс может удовлетворить любую потребность. Сегодня мы многопрофильная школа. И с восьмого класса у нас есть лицейские классы, где ту же физику или математику преподают иногда даже профессоры из вузов", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" директор лицея №1560 Ирина Жданова.

Школьным учителям, конечно, приходится перестраиваться под новые формы обучения. С началом слияния школ, когда они стали превращаться в образовательные комплексы, сюда потянулись и мужчины.

"В условиях большой школы здесь предоставляются возможности для моей самореализации. Как учитель я себя реализую, работая в творческой группе. А у нас их достаточное количество. А как заместитель директор я реализую себя в качестве управленца", — поясняет учитель биологии и химии школы №1010 Анатолий Смирнов.

А когда учителя довольны, и дети счастливы.

"Как у человека, живущего в этом районе, у меня очень много друзей в соседних школах. И приятно осознавать, что все мы теперь в одной школе", — признается девятиклассница Полина Конорева.

"У нас в классе появились люди из соседних школ. Там они, допустим, хотели изучать какие-то профильные предметы, например математику или физику. А у нас для этого лучшие возможности", — добавляет 11-классник Сергей Тарасов.

К гимназии №1517 недавно присоединили китайский интернат. Теперь на дополнительные занятия по китайской грамоте могут ходить дети из всех шести школ, входящих в этот комплекс. И дети из садиков ходят на подготовительные занятия в школы.

"В прошлом году у нас был такой эксперимент: подготовительную группу вела учитель младших классов, так совпало. И со своими детками она перешла в первый класс вести их дальше", — рассказывает куратор по музыкальному воспитанию дошкольного отделения гимназии №1517 Мария Семенова.

Но не везде слияние проходит гладко. Некоторые школы отказываются присоединяться, другие не хотят присоединять. Легендарную школу №1189 имени Курчатова собираются объединить с комплексом №2077, в который входят разные школы.

"Вот представьте, что школа с 23-летними традициями, куда при поступлении был конкурс 4 человека на место, этот бриллиант образования ликвидируют, делая его структурным подразделением образовательного комплекса многих школ. Мы против того, что упадет образовательный уровень", — говорит Владимир Лаврентьев.

Иногда родители, иногда педагоги школы не верят, что уровень остальных можно будет дотянуть до уровня их уникальной школы. Хотя в некоторых случаях родители сами выступали за объединение.

"Досуговая сеть очень большая. Это самый большой плюс. В одном корпусе есть определенные кружки и секции. А теперь корпусов много, и ребенок может посещать рисование, в соседнем корпусе есть бассейн". "Если смотреть на перспективу, то появилась возможность у меня и у моего ребенка выбрать направление, куда пойти, не выходя из школы: в гимназию, лицей, в гуманитарный или математический уклон", — считают мамы.

Как проходит слияние, и обернется ли оно поглощением, в каждом отдельном случае решают директора и родители, которые в последнее время управляют школой поровну.