Что означает удешевление рубля. Реплика Александра Привалова


фото ИТАР-ТАСС

28 января курсы доллара и евро на открытии торгов Московской биржи упали – впервые после активного роста в течение последних сессий. Доллар подешевел на 8 копеек, а евро – на 12. Конечно, по сравнению с уже состоявшимся взлетом, это движение, правду сказать, грошовое, но и оно многих порадовало.

Во вторник, 28 января, курсы доллара и евро на открытии торгов Московской биржи упали — впервые после активного роста в течение последних нескольких сессий. Доллар подешевел на 8 копеек, а европейская валюта – на 12. Конечно, по сравнению с уже состоявшимся взлетом, это движение, правду сказать, грошовое, но и оно многих порадовало: мол, прервалось, наконец, падение рубля. Не факт.

Тем же самым утром вторника Банк России в десятый раз с начала года сдвинул вверх границы валютного коридора, причем впервые не на привычные уже пять копеек, а сразу на 15. Из этой новости со всей определённостью следует: говорить о том, что рубль перестал пикировать, может быть, ещё рано. О чём же тогда говорить пора? А чёрт его знает.

Даже банковские аналитики, известные своей готовностью подробно комментировать любую мелочь, и те в тупике. Я прочел в газете, как один из них так прямо и говорит: "Декабрьские прогнозы на год сбылись в первые две недели торгов, аналитики в растерянности".

Причин наблюдаемого ныне удешевления рубля, если не вдаваться в мелочи, две. Одна – внешняя и совершенно объективная. Недавний Всемирный экономический форум в Давосе практически единодушно пришёл к нерадостному для нас выводу: в нынешнем году развитые страны будут расти быстрее, а развивающиеся (к каковым относят, как известно, и Россию) – медленнее. Очень может быть, что так оно и получится, но пока дело не в этом. Международный инвестор – существо стадное. Сегодня, как говорят модники, "в тренде" верить, что рост в Америке начался всерьёз, а в странах БРИКС так и будет замедляться. Все в это и верят (тем более что оснований для этого полно). Все и уводят деньги с развивающихся рынков – в том числе и от нас. Вот рубль и дешевеет.

Процесс этот, повторю, объективный. Он нерадостный, но конечный: когда пугливый инвестор сочтёт, что достаточно последовал моде и перебросил в Штаты достаточно денег, процесс сам помаленьку и остановится. Вторая причина быстрого удешевления рубля – внутренняя и, на мой взгляд, гораздо менее объективная. Это стремление нашего ЦБ как можно скорее совсем уйти с валютного рынка. Они верят, что чем свободнее курс определяется рынком, тем лучше.

Никто не отрицает плюсов плавающего курса, но ведь ещё древние врачи знали, что не бывает лекарств отдельно и ядов отдельно: всё — лекарство, и всё — яд, в зависимости, например, от дозировки. И в последние дни ЦБ явно допустил передозировку своей любимой либеральности, за что и заплатил в понедельник, когда оказался вынужденным совершить экстраординарно большую валютную интервенцию (говорят, больше миллиарда долларов), чтобы остановить падение рубля.

Следует вполне определённо сказать, что пока ничего опасного с курсом рубля не произошло. Интернет у всех под рукой: каждый может убедиться в том, что нынешнее быстрое снижение стоимости рубля уже четвертое за посткризисный период, причем далеко не самое резкое. В мае 2012 года рубль потерял около 15% своей стоимости – это куда больше нынешнего скачка. Понятно, что кому-то нынешняя перемена пойдет на пользу, кому-то — во вред, но до сих пор все это, по известному выражению Карлсона, "пустяки – дело житейское". И ясно, что нужно делать, чтобы до большого вреда не дошло.

Прежде всего, конечно, надо успокоить рынки – и, как видим, наконец, этим занялись. Надо успокоить людей, а то известная часть населения уже вспомнила давние привычки и метнулась переводить рубли в валюту. Надо без устали говорить (и все банки, кажется, об этом говорят), что паниковать незачем, что если в каком-то обменнике к обеду кончились зелёные бумажки, это не значит, что "всё пропало". Ничего никуда не пропало. Пойдите в другой обменник или конвертируйте безналично, со вклада на вклад. Или вообще подождите денек-другой: а вдруг нынешнее ралли и впрямь заканчивается? Тогда и резона нет покупать валюту на локальном пике.

Если же говорить не о частном, а о национальном интересе, то серьезный вред от удешевления рубля может наступить через две недели, когда ЦБ будет решать, что делать со ставками. До последнего времени можно было надеяться, что 14 февраля ЦБ понизит ставки, но теперь может статься, что со снижением ставок решат повременить. И как бы даже не решили, что надо их повысить: "Ну как же! Вы же видите, что с рублем делается!" И это уже будет вред настоящий, поскольку главное, что сегодня мешает отечественной экономике начать новую волну роста – это повсеместная нехватка денег.

Американский федрезерв перетащил страну из кризиса к росту количественным смягчением (то есть гигантской эмиссией). Европейский Центробанк удержал от распада еврозону эмиссией. И только наш ЦБ упорно рассказывает, что экономический рост — не его дело: была бы правильно таргетирована инфляция, а там хоть трава не расти. Как-то эта мантра уже не развлекает. Удачи вам.