В начале девяностых, если вы помните, народ в столице был куда проще чем сегодня. На вопросы истории большинству было чихать с прибором. В магазинах не было пива, народ ходил злой, похмельный, в морду бил по любому поводу — кроме вопросов истории. В те прекрасные дни мне выпало удовольствие посещать семинары историка Владимира Леонидовича Махнача, который предлагал студентам следующее умозрительное упражнение: на время забыть о том, что история не терпит сослагательного наклонения и подумать о том, что бы например было, если б в 14 веке Литва приняла православие, а не католичество.
Есть в истории очевидные моменты, которые могли бы изменить её довольно радикальным образом. И пока сослагание истории не запрещено в официальном порядке, представим себе, например, такую картину. Рождественский сочельник 1919 года, Сокольники, аккурат против дверей нынешней, прости господи, "Бородино-плазы". По темной улице мчится автомобиль, имеющий на борту бесценный груз – ум и совесть всего человечества, Владимира Ленина. В те романтические годы он еще позволял себя шляться по ночам без охраны и дошлялся: у железнодорожного моста машину остановила банда разбойника и душегуба Яшки Кошелька. Владимир Ильич недооценил серьезность момента и рискнул подать голос: как вы смеете, я — Ленин! Тут бы ему и пулю в лоб, но, что называется, ангелы пролетели. Яшка не расслушал и проворчал: а мотал я вас, Левиных, я, страшный русский богатырь, король ночного города!!! И уехал, а по дороге, разбирая награбленное портмоне, взголосил: "Мы Ленина отпустили, крути обратно, пали из всех орудий!" Но было поздно – из центра подтянулись поднятые по тревоге чекисты. С Рождеством Христовым, дорогой Владимир Ильич, благословите чаркой за ваше чудное избавление.
Вот и думай: почто высшие силы отвели меч, занесенный над головой их безбожного оппонента? Ужели без него вышло бы хуже, чем с ним? Может быть, злокозненный, но по своему виртуозный вождь революции спас страну от провала в ещё более темную бездну, может без него она давно была бы сожжена эскимосами или туркменами? Или наоборот: не будь Ленина, грянул бы страшный русский ренессанс и сама Россия пожгла бы полмира, и самый бы Гитлер бегал у ней в побегушках? Никто не знает ответа, а мы просто реализуем наше право на дурные вопросы.
А то ещё случай был, весной 1682-го. Классический сюжет: власть долго и благодушно вытирает ноги о челобитные простого люда, игнорирует жалобы московских стрельцов на злоупотребления полковников, челобитчиков для профилактики бьют кнутом – до той поры, пока толпа разгневанных стрельцов не врывается в Кремль. Знать вышла на Красное крыльцо, пообещала всем чарку и в какой-то момент казалось, что скандал удастся замять. Но у князя Долгорукого сдали нервы: послал стрелецкую братву к известной матери, а братва-то сама на нервах – и пошли клочки по закоулочкам.
А предположим, поднес бы кто чуткий похмельному князю на завтрак рассолу – и не рвали бы стрельцы на глазах у малолетнего Петра Алексеевича его родственников, и не дергал бы он всю жизнь левым глазом, и не вырос бы буйным пассионарием, не рубил бород, не носил бабское платье, не смотрел на Запад. Жили б мы теперь в совсем другой стране, чистой, мудрой, бородатой – как дивный сон православного хоругвеносца...
Однажды у студенчества возник более сложный вопрос: елки-палки, дорогой Владимир Леонидович, если мы расследуем версии, разматываем клубок роковых ошибок великих предков, то вдруг мы сможем узнать, кто изначально виноват в том, что в магазинах нет пива? Ну понятное дело, что всё его выпил Ельцин. Но в Ельцине виноват Горбачев, который развалил Державу. Но Держава была расположена к развалу оттого, что Ленин сгубил Династию. Но и Династия в свою очередь тоже хороша, и так далее, всюду клин, до первых русских земледельцев Адама и Евы.
В ответ на это Владимир Леонидович сказал: всё пустое, кроме того, что первый русский университет был основан в 1755 году, а у них в Европе уже в 13 веке этого добра было в каждом райцентре. Оттого и живем мы век из веку так, как живется, оттого и терзаем друг друга глупыми вопросами, и хорошо, что имеем хотя бы такую возможность интеллектуального общения. Пока имеем. Главное – вовремя принять рассолу и не нервничать, не принимать поспешных решений. Пиво в магазинах наконец есть, а остальное во многом от нас зависит.






















































































