Трагическая дата в истории российской авиации. 75 лет назад в деревне Высокое Рыбновского района при испытаниях разбился самолет. Экипаж отрабатывал полёты вслепую на новой машине. В кабине находились двое: командир Александр Серов и лётчица, одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза, Полина Осипенко.
Это была непобедимая команда: он – командир экипажа Александр Серов, она – летчица Полина Осипенко. Вместе они делали невозможное для своего времени: самые длительные перелеты от Москвы до Дальнего Востока – их заслуга. А когда стали появляться более современные модели самолетов, то первым, кому доверили их испытывать, были именно Серов и Осипенко. В их задачу входило провести три испытания. С двумя справились. И когда надо было идти, что называется, "по приборам", то есть полностью довериться автоматике, произошло непоправимое, и самолет врезался в землю. Стелла, взметнувшаяся в небо – тогда, в 1939-м, была такая же завораживающая голубая бездна.
Житель деревни Высокое Александр Пантелеев рассказывает, что это случилось днем. Люди работали в поле и на огородах. Местные жители видели, как самолёт пошел на снижение, а затем произошел взрыв. Все побежали к месту трагедии.
Бегал и он мальчишкой на то поле – огромная воронка притягивала детвору. Потом на этом месте образовалось болото, выросли непроходимые кусты. А через несколько лет поле перепахали. Лишь народная память да этот бетонный обелиск не позволяют забыть человеческий подвиг.
Полина Осипенко – одна из первых советских женщин, посвятивших свою жизнь сугубо мужскому делу: она была летчиком-испытателем. До сих пор так и не выяснили, в чем же была причина крушения, унесшего жизнь легендарной женщины-летчика. Краеведы же говорят, что сегодня главное – сохранить память о той, что была готова рискнуть всем для развития авиации и своей страны.