Компьютер прошел тест Тьюринга. С этой новостью вышли практически все ведущие не только профильные, но и обычные издания. Apple приобрела социальный картографический сервис Spotsetter: сумма сделки не разглашается.

Компьютер прошел тест Тьюринга. С этой новостью вышли практически все ведущие не только профильные, но и обычные издания. Интерес не случаен: за почти 60-летнюю историю этот тест, придуманный одним из отцов информатики, выдающимся криптографом и математиком Аланом Тьюрингом, стал своеобразным священным Граалем для тех, кто занимается искусственным интеллектом.

Суть испытания проста: в слепом эксперименте компьютер "общается" с живыми людьми, которые задают ему вопросы. Тест считается пройденным, если 30% собеседников остаются уверенными, что с ними ведет беседу обычный человек.

Это и удалось "Евгению Густману" — компьютерной программе, разработанной Владимиром Веселовым и Евгением Демченко. Согласно легенде, Густман – 13-летний одессит-сладкоежка. Отметим, что пообщаться с предыдущей версией программы может каждый желающий в онлайне. Правда, после публикации новости желающих оказалось столь много, что во время подготовки нашей программы ресурс был недоступен.

Интересно, что год назад программа почти прошла тест. Правда, тогда до желанной победы не хватило совсем чуть-чуть – одного процента. Сама же программа разрабатывается с 2001 года, так что про свой возраст Евгений Густман почти не лукавит.

Несмотря на всеобщее ликование, не обошлось без критических замечаний. Во-первых, по мнению ряда экспертов, выбор возраста для программы значительно облегчал задачу для ее создателей: подросток вовсе не обязан знать все на свете, и отсутствие правильного ответа всегда можно списать на возраст.

Еще одна претензия – к компетенции комиссии, которая общалась с Густманом. В частности, единственное, что связывает одного из ее членов актера Роберта Левелина с тематикой искусственного интеллекта – его роль робота Крайтена в сериале "Красный карлик". По мнению скептиков, будь на его месте профильный специалист, компьютеру вряд ли удалось бы так легко ввести его в заблуждение.

К тому же, добавляют скептики, Евгений Густман – не первая программа, прошедшая тест Тьюринга. Дело в том, что во всем мире проводится множество подобных соревнований, с более или менее похожими, но все же отличными правилами. Устроители каждого конкурса считают, что именно их тест объективен.

В ряде случаев машине действительно удавалось убедить собеседников в том, что она человек. Правда, чаще всего тест был облегченным: задавать можно было вопросы из какой-то определенной области, да и сам список вопросов был определен заранее. Устроители же нынешнего конкурса, приуроченного к 60-летию со дня смерти Тьюринга, утверждают, что они постарались обеспечить наиболее беспристрастную оценку результатов, и что самое главное – список тем для беседы с компьютерной программой не был заранее определен, эксперты могли задавать абсолютно любые вопросы.

Интересно, что, по мнению самого Тьюринга, которое он высказал еще в 50-м году прошлого века, прохождение его теста должно стать первым значительным достижением компьютерной науки. Причем, как это часто бывает, достижениями могут воспользоваться не только в благих целях. Евгений Густман – это по сути чат-бот, а значит стоит ждать всплеска активности собеседников-роботов в соцсетях, а возможно – и вымогателей.

***

Apple приобрела социальный картографический сервис Spotsetter. Сумма сделки не разглашается, но, судя по всему, создатели стартапа, ранее работавшие в Google, вряд ли получат астрономические суммы, сравнимые с недавней сделкой с Beats.

Spotsetter – социальный поисковик по рекомендациям и предпочтениям друзей. Предпочтения геозависимы, то есть пользователь видит, что советуют друзья посетить в непосредственной близости от того или иного места. Иными словами, очень похоже на то, как работает Foursquare.

Однако, в отличие от последнего, рекомендации поступают сразу из нескольких сервисов – Twitter, Facebook, Yelp и даже Tripadviser.

Цель покупки очевидна – улучшить собственный картографический сервис, запущенный Apple два года назад, который по популярности так и не догнал Google Maps.

Напомним, что год назад, стремясь улучшить качество своего продукта, компания Тима Кука пыталась приобрести другой картографический стартап – израильский Waze, на который также претендовали Facebook и Google. В итоге проект достался именно интернет-гиганту.