Выстрел, "убивший" Европу: в Боснии установили памятник террористу Принципу

Читать Вести в MAX
Сто лет назад серб из организации "Молодая Босния" Гаврило Принцип выстрелил в эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника престола Австро-Венгрии, который для него символизировал порабощение. Это послужило тем "фитилем", который поджег пороховую бочку, – вспыхнула чудовищная Первая мировая война.

Сто лет назад серб из организации "Молодая Босния" Гаврило Принцип выстрелил в эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника престола Австро-Венгрии, который для него символизировал порабощение. Это послужило тем "фитилем", который поджег пороховую бочку, – вспыхнула чудовищная Первая мировая война.

Выбора никакого и не было — памятник Гаврило Принципу мог появиться только на восточной окраине Сараево, в сербской части. Национальный герой — в бронзе, в полный рост. Пиджак и галстук — так он и был одет, когда его взяли на месте преступления. В мировую историю оно вошло как Сараевское убийство, развязавшее Первую мировую, в историю Сербии — как начало освобождения. Принцип стрелял во Франца Фердинанда — наследника престола Австро-Венгерской империи, несколько лет державшей в оккупации Боснию и Герцеговину.

В мусульманской части Принципа нет нигде уже 20 лет. После войны в Югославии все стерли, даже отпечатки его ног на асфальте. Туристам теперь показывают лишь табличку, где это было. Мосту Принципа вернули историческое название — Латинский, музею дали новое — музей Сараево.

В столицу османской провинции наследник приехал с ревизией 28 июня. В символической поездке его сопровождала герцогиня София. В этот день их морганатическому браку исполнялось 14 лет.

По пути кортежа координатор террористской ячейки "Молодая Босния" Данила Илич расставил своих людей, раздал гранаты и браунинги. Две попытки проваливаются — гранаты скатываются по крыше автомобиля. Маршут движения меняют, но забывают дать новые инструкции водителю. Эрцгерцога с женой он привезет прямо к месту убийства.

Латинский мост, магазин деликатесов Шиллера — такую позицию выбирает для себя Гаврила Принцип. Когда машина эрцгерцога поворачивает с набережной, он делает один шаг вперед. До цели — полтора метра. Принцип успевает сделать два выстрела. Первый попадает Франсу Фердинанду в шею, второй — Софии в живот.

"Софи, не умирай, живи для наших детей", — это были последние слова эрцгерцога. Софи скончается первой, Франц Фердинанд — спустя 10 минут, уже в резиденции сараевского губернатора.

В Сараево, Загребе начинаются антисербские погромы. Австрия выдвигает Сербии ультиматум — 9 пунктов — и дает 48 часов. Как сегодня считают историки, он был заранее невыполнимым. Империя готовилась к войне, и в какой-то мере убийство Фердинанда, который за несколько дней до убийства обсуждал войну с Сербией с германским кайзером, было многим на руку. Принцип стал поводом. Австро-Венгрия разрывает дипотношения с Белградом и начинает войну.

Все, кто имел отношения к убийству, были схвачены, координаторы приговорены к повешению, некоторым приговор заменили на тюремные сроки. Сербия, которую многие обвиняли в помощи террористам, первая принимает удар. Она же понесет самые большие потери в Первой мировой — убито четверть населения страны.

Такое мероприятие, как 100 лет начала войны, вряд ли уместно называть "празднованием" — 25 миллионов погибло за три года на всех фронтах — Западном, Восточном, Балканском, на Кавказе. Весь Мировой океан был ареной боевых действий. Потомок эрцгерцога Франца Фердинанда, внук последнего императора Австро-Венгрии Карла Первого уверен, что чему-то Европа все-таки научилась. ЕС — это урок, который был выучен после Первой и Второй мировых войн, продолжение идеи наднациональной империи, о которой мечтал его отец.

Спустя 100 лет в этот день у каждого — свой повод и своя правда. В Андрич городе открывают фрески Гаврилы Принципа, в Сараево вспоминают о роковом теракте. Два берега реки Дрина все еще разделяет очень многое.