Тема изменения статуса Норильска поднимается в среднем один раз в год. Жители с тоской вспоминают советские времена, когда в северный город не так-то просто было попасть. В начале 90-х ограничения сняли, и сюда хлынули мигранты. Здесь хорошие зарплаты, можно дорого продать любой товар.
"Если город закрытый, сюда кто попало не приедет. Сюда едут, потому что думают, что здесь заработки хорошие. Едут всякие мигранты, у которых даже российского гражданства нет. Честно говоря, в течение последних пяти лет становится страшно вечером выйти на улицу", — рассказала жительница Норильска Анастасия Азаренкова.
В Красноярском крае в погранзону включен архипелаг Северная Земля, а также несколько сот километров от побережья. Сюда же попали Караул и Хатанга, Диксон и Дудинка. Норильска в этом списке нет.
"Мы будем знать, сколько людей к нам въехало, кто эти люди, где они зарегистрированы. Потому что живём мы в суровых условиях. И даже если возникнет ситуация с эвакуацией, мы будем понимать, каких сил и средств это потребует", — пояснил глава Норильска Олег Курилов.
В норильском муниципалитете уверены, что закрыть Норильск означает обеспечить не только безопасность, но и существенно поправить бюджетные дела. В краевом центре признают, что в особой зоне Заполярья мигрантов надо как-то контролировать. Но к идее закрытого города относятся достаточно скептически.
"Всегда у местных властей есть иллюзия, что любые закрытые территории, будь то закрытые административно-территориальные образования или особый режим пограничной территории, они могут создавать иллюзии особо благоприятных условий для осуществления целого ряда вопросов. Этого, конечно, не произойдёт", — уверен заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко.
Пример закрытых городов — Железногорск и Зеленогорск. Норильские власти пытаются превратить северный город точно в такой же муниципалитет. Однако и в Железногорске, и в Зеленогорске работают оборонные заводы атомной промышленности, поэтому их закрытый статус был предопределён загодя. В Норильске же находятся предприятия добывающего сектора. Поэтому закрыть въезд в заполярный город — всё равно что закрыть угольные Бородино или Назарово.