В Москве открылась выставка, посвященная 150-летию архитектора Николая Краснова

Чертежи как произведения искусства – в Москве открылась выставка, посвященная 150-летию великого архитектора Николая Краснова. В Крыму по его проектам построены красивейшие особняки, виллы и дворцы, включая императорский. А потом, в эмиграции, Краснов фактически изменил облик Белграда.

Чертежи как произведения искусства — в Москве открылась выставка, посвященная 150-летию великого архитектора Николая Краснова. В Крыму по его проектам построены красивейшие особняки, виллы и дворцы, включая императорский. А потом, в эмиграции, Краснов фактически изменил облик Белграда. Оттуда впервые привезли уникальные экспонаты.

"Он, наверное, меньше всего был архитектором в строгом смысле слова. Для него всегда было важно прежде всего создать объект для человека", — убеждена старший научный сотрудник отдела зарубежной истории Дома русского зарубежья им.А.И.Солженицына Юлия Гудович.

Эта творческая особенность великого русского зодчего отличала все его работы. За почти полвека архитектурной деятельности Николай Краснов создал сотни проектов, и почти все задумки успел воплотить. Несмотря на то, что основная часть его жизни прошла в Сербии, куда Николай Петрович эмигрировал после революции, немало архитектурных памятников он оставил и на русской земле, в Крыму. Там Краснов возвел и летнюю резиденцию для царской семьи.

"Известно, что Краснов был косноязычен, и выражение себя, свою потребность общения через рисунок было необычайно сильно", — продолжает Юлия Гудович.

Эту потребность ему заменяло творчество. Его архитектурные шедевры украшают главные улицы Белграда. Сегодня в них располагаются государственные учреждения — министерства и парламент. Но на этом творческая деятельность Николая Краснова не заканчивается. Он разрабатывал эскизы и для ряда Сербских наград. среди них и орден Андрея Первозванного, так похожий на российский.

"Мне кажется, нет ни одного серба, который не знает, кто такой Николай Петрович Краснов. Дело в том, что не только он сам сделал, сколько повлиял на развитие сербской архитектуры", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" Чрезвычайный и Полномочный посол Сербии в России Славенко Терзич.

Именно он стер грань между живописью и архитектурой. Поэтому все чертежи мастера больше похожи на отдельные произведения искусства. Их малую часть впервые привезли из Сербии в Москву.

"В Сербии нет ни одного архитектора с таким большим количеством разных проектов, которые сегодня находятся под защитой государства. Трудно представить себе, как один человек мог сделать столько всего за свою жизнь и оставить такой важный след в нашей истории", — отмечает директор архива Югославии Миладин Милошевич.

Все проекты великого русского зодчего можно будет увидеть до конца января. Потом они вернутся в Сербию.