Тема:

"Северный поток" 6 часов назад

Крест на "Южном потоке": США обвинили Путина в начале газовой войны


фото EPA


фото ИТАР-ТАСС


Фото ТАСС.


фото EPA

Еврокомиссия 9 декабря проведет экстренную встречу с правительствами стран ЕС по "Южному потоку". Накануне в Брюсселе оказались растеряны настолько, что не смогли дать никаких комментариев журналистам. 2 декабря здесь пытаются демонстрировать оптимизм: активно ищут альтернативы российскому газу.

Еврокомиссия 9 декабря проведет экстренную встречу с правительствами стран ЕС по "Южному потоку". Накануне в Брюсселе оказались растеряны настолько, что не смогли дать никаких комментариев журналистам. 2 декабря здесь пытаются демонстрировать оптимизм. И говорят, что активно ищут альтернативы российскому газу. Проблема в том, что единственно возможная альтернатива, а это сжиженный природный газ из Катара или США, намного дороже российского. И это при том, что в случае реализации "Южного потока" ЕС получал бы топливо напрямую и никак не зависел бы от транзитеров.

До вчерашнего дня в сербской деревне Шайкаш ждали лучшей жизни и хорошего заработка.

Будущее ассоциировалось у местных с газопроводом, старт которому в Сербии был дан чуть больше года назад как раз здесь. Теперь, чтобы хоть что-то заработать на "Южном потоке", две символически сваренные тогда трубы можно сдать в металлолом, если, конечно, деревне Шайкаш не нужен памятник несбывшимся надеждам.

"Мы просто не можем в это поверить. "Южный поток" был важнейшим проектом и для нашей деревни, и для всей страны. Люди пооткрывали кафе, магазины, отремонтировали квартиры, чтобы сдавать рабочим. Кое-кто уже подсчитывал прибыль от продажи земли под строительство. Теперь все пошло прахом", — поясняет заммэра деревни Шайкаш Мирослав Медакович.

Вот это искренне. Наверное, так же сейчас переживают и в других деревнях не только в Сербии, но и в Болгарии, Хорватии, Словении и Венгрии, через которые мог пройти газопровод, а также принести с собой совершенно новое качество жизни, но вместо этого, как заметил сербский премьер, по ним прокатился каток геополитики.

"Мы вынуждены расплачиваться за конфликт больших стран", — честно признал премьер-министр Сербии Александр Вучич.

"Это редкий случай политического поражения Владимира Путина", — синхронно написали американская The New York Times и Frankfurter Allgemeine. Украина, мол, сохранит статус транзитной страны, как будто постоянный риск недополучать газ и лишение маленьких стран перспективы хорошего заработка можно считать большой победой Запада и конкретно Евросоюза. На эту нестыковку обращают внимание и сторонние наблюдатели, и партнеры "Газпрома", например, глава австрийского концерна OMW Герхард Ройс.

"Для Европы это досадное развитие событий, поскольку она нуждается в российском газе, без него не обойтись, — сказал Герхард Ройс. — А для того, чтобы обеспечить энергобезопасность поставок, необходимы трубопроводные мощности".

"Я считаю, что Европа пострадает сильнее, это очевидно. Потому что сейчас стоит вопрос: как газ из России будет попадать в Европу через Украину в ситуации, когда Украина не оплатит свой уже накопленный долг? Это серьезная проблема. Решение России понятно. Вы хотите провоцировать Россию в этой области? Вам придется решить проблему самим", — подчеркнул итальянский журналист Джульетто Кьеза.

"Южный поток" не был для Италии стратегическим проектом", — заявил сегодня Карло Малакарне, глава компании Saipem S.p.A. — дочернего предприятия концерна Eni, которая также выступала в этом проекте партнером "Газпрома".

А что еще он мог сказать после того, как утром 2 декабря 2014 года на бирже акции его компании рухнули на 8 с лишним процентов.

То же самое, сообщает немецкий журнал Focus, произошло и с котировками немецкого металлургического предприятия Salzgitter AG, которое должно было обеспечивать стройку трубами. Совокупные потери европейских компаний оцениваются по минимуму в два с половиной миллиарда долларов.

В Еврокомиссии к такому повороту не были готовы. Der Spiegel пишет о том, что отказ России от многомиллиардного проекта стал сенсацией. В связи с этим непонятно, что делать дальше.

Заголовок в The Wall Street Journal — "Владимир Путин объявил газовую войну Европе", хотя именно Европа похоронила "Южный поток" под своим третьим энергопакетом, исключающим для поставщика возможность быть и хозяином трубы.

"Все происходящее на территории ЕС должно соответствовать принятым здесь правилам. Это относится и к "Южному потоку". Решение российской стороны показывает, что Европе срочно необходимо диверсифицировать как пути поставок, так и источники энергоресурсов", — заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.

"США и ЕС поставили на пути "Южного потока" много препятствий. Кому-то из них это было действительно выгодно. Не исключено, что в ближайшее время именно они представят какой-то более дешевый, более безопасный и стабильный источник обеспечения газом этого региона", — предположил вице-президент Центра "Евразия" Эрл Расмуссен.

Может быть, мы узнаем что-то на этот счет 3 декабря, когда в Брюсселе собирается энергетический совет Евросоюза и США. Только дорогой американский сжиженный газ заранее можно считать не слишком стабильной основой для энергобезопасности Южной Европы. Скорее, речь пойдет о другом, но уже знакомом по "Южному потоку", деле. Ведь хоть сам он и умер, но идея альтернативы украинскому транзиту жива, в турецких СМИ ее уже назвали "Анатолийский поток", а значит снова нужно подумать о политическом противодействии ее реализации.

Турция — ненадежный партнер, спекулируют газеты на разногласиях Москвы и Анкары по сирийскому вопросу. В очередной раз, видимо, второпях забывая о том, что это не помешало Турции осознать собственную выгоду и выстоять под давлением со стороны США и Евросоюза в вопросе об антироссийских санкциях.